Интерес и удивление испытали те, кто посетил лекцию искусствоведа И.В. Кувалдиной «Восточные мотивы в творчестве художника А. Исупова».
Несомненно, послушать лекцию пришли в подавляющем большинстве люди подготовленные, знакомые с биографией художника, с основными вехами его творчества. Им хотелось расширить свои знания, увидеть работы художника, одни из которых в силу разных причин не представлены в данной экспозиции, а другие хранятся в различных российских и зарубежных музеях. И их надежды были оправданы: на лекции прозвучала профессиональная характеристика работ «азиатского периода» в творчестве вятского по рождению и признанного в мировом художественном сообществе художника А.Исупова.
В начале лекции Ираида Валентиновна сделала общий обзора творчества Алексея Исупова. Затем все присутствующие прошли к той части экспозиции, в которой собраны его живописные и графические работы «среднеазиатского» периода, написанные как во время его почти семилетнего пребывания в Ташкенте, так и позже, в «итальянский» период. Искусствовед отметила, что все представленные работы, в первую очередь портреты этого времени, отличаются декоративностью колорита и изысканной гармонией композиции.
К сожалению, не все работы из фондов ВХМ представлены на выставке. Причина «уважительная»: они нуждаются в реставрации. После возвращения в лекционный зал все присутствующие с большим интересом увидели уже на экране работы художника, которые хранятся в других музеях России и мира, комплект из 23 открыток под названием «Серия открытых писем А. Исупова». Искусствовед иногда, как будто невзначай, называла известные аукционы и стоимость картин на мировом рынке, что также вызвало нескрываемое удивление у слушателей. В увиденном на выставке и на экране явно читается особое трепетное отношение художника Алексея Исупова к истории и культуре Средней Азии, к Самарканду. По мнению И.В. Кувалдиной, полученный в Туркестане в 1920-е годы художественный опыт повлиял на дальнейший творческий рост художника, поскольку многие зарисовки среднеазиатского периода позже, в Италии, послужили основой для новых произведений, а самаркандские этюды хранились в римской мастерской художника вплоть до его кончины.
По окончании лекции слушатели вновь с удовольствием прошли по выставке, некоторые подходили к лектору и задавали вопросы. В том числе и про продолжение цикла лекций «На выставке «Маэстро Исупов» в рамках «Васнецовских четвергов». Действительно, продолжение следует:
24 ноября - концерт «Итальянская музыка». Программа концерта составлена КОКМИ им. И.В. Казенина.
1 декабря – лекция «Художник А.В. Исупов – виртуоз портретов»
15 декабря – лекция «Неизвестный Исупов. Произведения художника на антикварном художественном рынке».