Вятский государственный художественный музей им. Васнецовых привёз в Белгород живопись и графику Серебряного века. 59 экспонатов разместили в художественном музее.
Рассказываем, как Серебряный век менял представления об изобразительном искусстве в России, как выстроить персональный маршрут по экспозиции в музее и почему поход на выставку из Вятки не стоит откладывать в долгий ящик.
Вятский художественный музей приехал в Белгород во второй раз. Открывшуюся неделю назад выставку подготовили специально для нашего музея. Её экспонаты хранятся в фондах вятского музея, и часть из них – маленький повод для гордости – ни разу не видели даже сами жители Вятки. После выставки в Белгороде живописные полотна и графические листы отправятся отдыхать в хранилища на продолжительное время: более двух месяцев активной жизни на свету и им, как человеку, нужен покой и восстановление сил.
На насущные вопросы о том, как характеризуют Серебряный век в изобразительном искусстве, отвечает замдиректора по научной работе Вятского художественного музея, кандидат искусствоведения Ираида Кувалдина:
«Серебряный век – это особый период русской культуры, датируемый полными четырьмя десятилетиями: концом 1880-х – 1920-ми годами ХХ века. Вспомните строки «Поэмы без героя» Анны Ахматовой: «На Галерной чернела арка, /В Летнем тонко пела флюгарка /И серебряный месяц ярко/ Над серебряным веком стыл…»
Серебряный век вышел из области философии, литературы, а изобразительное искусство шло с ними в унисон. Русские художники давали удивительную по разнообразию картину мира: «Мир искусства», «Союз русских художников», авангард 1910-х, «Бубновый валет»… Выставка тем и хороша, что она разнообразна. Здесь нет стремления показать одно оформленное художественное объединение. Многоликую жизнь искусство отражает по‑разному. Тем и был привлекателен Серебряный век: фигуративным искусством – классикой и отторжением этой классики – абстрактным искусством.
Этот период отличает и качество, профессионализм. Среди художников не было дилетантов. Они стремились быть универсальными: работали в графике, в живописи, в темпере, занимались монументальным искусством, делая росписи для храмов… Этот всплеск – второе Возрождение. Художники могли всё, как и в эпоху Возрождения в Италии».
«О имена!»: о художниках и их работах
«Знаете ли вы, кто был первым русским импрессионистом? Константин Коровин («Вид Московского Кремля») Он привёз из Германии немецкий вариант импрессионизма. Работ его не так много в коллекции нашего музея. Хотите ещё говорить об импрессионизме? Вот Игорь Грабарь («Иней»), вот Николай Тархов («Париж»), который, развиваясь в этом направлении, уехал в Париж, – комментирует Кувалдина. – Хотите говорить о пленэризме – есть в экспозиции Аполлинарий Васнецов, Николай Хохряков. Если говорим о фовизме – это Роберт Фальк. Влияние сезаннизма ощущал на себе Пётр Кончаловский («Дубы. Абрамцево»).
Классическим принципам следовало Императорское общество русских акварелистов, его первый председатель Альберт Бенуа. Нужно понимать, что Александр Бенуа (иллюстрация к поэме «Медный всадник») – это театральный деятель, теоретик искусства, живописец, а Альберт Бенуа занимался только акварелью. Но как он ею занимался!.. Посмотрите на эти лунные ночи, на восходы и закаты. Можно встретить здесь и Бориса Кустодиева с его женскими образами («Девушка, расчёсывающая волосы»). Ранний Кузьма Петров-Водкин – редко встречаемая его работа, «Мальчик в синей рубашке», ранее мы её никогда не репродуцировали.
Мало кто знает, что Аркадий Рылов, наш земляк, вятский художник по происхождению, был и портретистом. Его знают прежде всего как пейзажиста («Догорающий костёр», «Море. Камни. Крым»). А вот и доказательство – «Портрет старика». Ваша землячка Зинаида Серебрякова – это подарок белгородцам. В фондах нашего музея есть только одна картина Серебряковой – «Обнажённая модель» – и мы её привезли в Белгород».
Имена русского авангарда – Александр Родченко («Линии на зелёном»), Василий Кандинский («Беспредметная композиция», эскиз к композиции «Красное с чёрным»), Михаил Матюшин. Каждый из них по‑своему представлял новый мир: собственными выразительными средствами, светом, динамикой, конструктивными реалиями. Это их способ самовыражения.
Домашнее задание
— Что почитать, если перед походом на выставку хочется больше узнать об изобразительном искусстве Серебряного века?
— Не знаю, стоит ли целенаправленно готовиться к встрече с экспозицией: постичь всё, что касается Серебряного века, будто объять необъятное. Можно посмотреть работы искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, изучавшего изобразительное искусство конца XIX – начала XX веков. Хороший, простой учебник Татьяны Ильиной – схематичное повествование, фактологический материал, опираясь на который можно обозначить для себя имена Серебряного века. Всю экспозицию, отмечу, в один раз не посмотришь. Надо остановиться на том, что тебя цепляет сегодня, не надо пытаться увидеть всё сразу. Эта выставка не на один просмотр, – отвечает Ираида Кувалдина.
Как смотреть
О концепции выставки рассказывает заведующая выставочным отделом Белгородского художественного музея Алла Селютина:
«Нам удобно делить художников этого периода: импрессионист он или постимпрессионист. Однако они пробовали, экспериментировали, искали и не связывали себя узами никаких творческих течений, выставляясь одновременно и с Союзом русских художников, и с «мирискуссниками», например. Поэтому выставить художников по творческим группам оказалось невозможно: нам бы пришлось периодически перевешивать работы. Сформировать экспозицию по хронологии? Невозможно: все эти художники – современники. Мы пошли по принципу эстетическому: чтобы экспонаты органично смотрелись друг с другом, чтобы помогали звучать друг другу, создавая тем самым для зрителя ощущение разнообразия, бурной творческой реки».
Выставка «Серебряный век. Живопись и графика из собрания Вятского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых» проходит при поддержке Фонда содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры в Белгородской области «Наследие». Экспозиция задержится в Белгороде до 13 ноября.