Сегодня главный хранитель фондов Васнецовского музея Евгения Сазанова рассказывает о секретах секретера...
Сегодня этот секретер - часть музейной экспозиции. Некоторые посетители, ежедневно приходящие посмотреть на собрание картин, порой даже не замечают скромно стоящий у стены предмет мебели. А зря!
История его появления в музее известна, но судьбы его владельцев до сих пор остались неразгаданными. Секретер поступил в музей в августе 1918 года. Время было смутное и страшное, как в стране, так и в нашем городе Вятке.…
Бывшую владелицу этого экспоната звали Ирина Павловна Неандер. О ней сохранилось мало сведений. Можно предположить, что семье Неандер пришлось срочно покинуть Вятку (и, возможно, Россию вообще). При этом они все-таки надеялись вернуться, поскольку решили оставить несколько художественных предметов обстановки на хранении в музее, а другие подарить.
В далеком 1918 году эти предметы осмотрели члены правления Вятского художественного кружка и отметили высокую художественную ценность. А.М. Васнецов, Н.Н. Хохрякова Н.Н. Румянцев, Ф.В. Гогель приняли решение, что дары Неандер «заслуживают принятия в музей».
Секретер сделан в первой трети XIX века, и, возможно, он служил еще предкам последних владельцев.
- Такой тип мебели многофункционален, - рассказывает Евгения Сазанова. - Он появился в 1730-х годах как предмет обстановки женского кабинета. Секретер совмещал в себе функции шкафа и стола-конторки. Отличительная черта этого вида мебели - откидная столешница, на которой удобно писать. За ней скрывается большое количество полочек и ящиков.
В них можно было рассортировать и хранить деловую и личную переписку, счета, запас чернил и сургуча, необходимые в те далекие времена пресс-папье, перья.
Следы от этих веществ до сих пор покрывают внутреннюю сторону некоторых ящичков с костяными ручками. В центре «внутренностей» секретера дверка с замком, а за ней еще один ящик. На ее внешней стороне было зеркало. Занимаясь делами, дама могла прихорошиться! Но это не всё - у секретера есть еще и потайные ящички. Мне известны два. В них могла храниться любовная переписка, или деньги или украшения....
Что касается материалов, то каркас секретера выполнен из обычного недорогого дерева, но все стенки оклеены шпоном ценной древесины. В данном случае это благородное красное дерево с раскладкой текстуры древесины в виде бабочки. Во вкусе своего времени насыщенный красный цвет шпона сочетается с золоченой бронзой накладок, а также элементами из точеной кости.
В верхней части секретера также есть ящики, закрытые дверцами, на которых помещены два овальных медальона с рельефными бронзовыми накладками. Евгения Сазанова предполагает, что на них изображена Эрато – муза любовной поэзии, которая возжигает жертвенник своему отцу Зевсу. Этот образ вполне объясним для предмета мебели женского кабинета. Ведь на нем могли создаваться любовные письма или лирические стихи. В центре верхней части секретера обращает на себя внимание зеркальная вставка с коринфскими колоннами, увенчанная куполом, окруженным бронзовой решеточкой-балюстрадой. Он тоже полый и в нем можно было что-то спрятать. Когда-то в углах верхней части секретера находились маленькие бронзовые обелиски, еще больше усиливая сходство мебели с архитектурным сооружением. В своей гармоничной простоте и соразмерности она напоминает классическую постройку, такую как, например вилла Ротонда Палладио.
- Этот предмет мебели сейчас нуждается в реставрации. Специалисты восстановят недостающие детали, удалят сколы и царапины дерева, многолетние загрязнения. Не исключено, что во время реставрации удастся раскрыть некоторые и ранее неизвестные «секреты секретера» – например, найти маркировку мастера-краснодеревщика или какие-то дополнительные тайники.
Возможно, обнаружить пока неизвестные тайники. Что может найти в них? Вряд ли драгоценности и деньги, скорее всего бумаги.
Секретеры как предметы мебели изготавливают до сих пор. Их будут использовать еще долго - в силу удобства и функциональности. Многие современные женщины тоже не отказались бы от того, чтобы у них дома был секретер, хотя компьютер на них не поставишь. Да и не только женщины. Среди мужчин в разные эпохи были любители такого предмета мебели: у Наполеона был походный секретер; за ним предпочитали работать Иосиф Бродский и Михаил Булгаков. В музее-квартире Пушкина на Мойке тоже стоит секретер, названный «египетским», но скорее всего, его использовали домочадцы поэта. Отметим, что секретеры изготавливают до сих пор.