Россию и Италию объединяют тесные архитектурные связи. Со времен Ивана III большое количество итальянских архитекторов работало в России, а русские зодчие учились в Италии. Значительный след в архитектуре России оставили итальянские зодчие, строившие в Москве и Петербурге. Эти тенденции были характерны также для города Вятка, в архитектуре которого можно найти и итальянские палаццо, и палладианские усадьбы и даже флорентийские башни.
- «Интересоваться темой вятской архитектуры я начала еще в студенчестве. В 2010 году я защитила диссертацию по культурологии "Городская среда Вятки конца XIX - начала XX вв. в историко-культурном контексте". Именно в этом направлении я и продолжаю изучать нашу архитектуру, стараясь вписать ее в общероссийский и даже мировой контекст истории», - рассказала Светлана Дождевых, кандидат культурологии, член Союза экскурсоводов России.
Тема «Италия-Вятка» абсолютно новая для исследователя, она еще ни разу эта не поднималась, в том числе в научной литературе. Тем не менее тема не случайна – в Кирове есть памятники архитектуры, в которых нашли отражение традиции итальянского ренессанса. Особенно активно к архитектурному наследию Италии обращались зодчие в эпоху эклектики и сталинского периода. Например, проходя мимо здания 2-ой пожарной части на улице Свободы, невозможно не заметить аллюзию на памятник раннего Возрождения - палаццо Веккьо во Флоренции. Однако самым «итальянским» образом обладает, конечно, особняк купца Павла Алцыбеева (сейчас Художественное училище) на Казанской улице.