Музей XXI века — демократичен, гибок, открыт. Все чаще выставочные проекты маркируются 0+, при музеях открываются центры творческого развития для юных любителей искусства, которые только недавно научились ходить и сразу пошли на выставку. Но споры по поводу детей в музее не утихают до сих пор. Мы решили немного разобраться в этом вопросе, спросив мнение психолога — Натальи Рыбаковой — и непосредственно музейного педагога центра творческого развития — Светланы Ардашевой —, чтобы понять, как ходить в музей с детьми.
1. С какого возраста, на Ваш взгляд, можно и нужно водить детей в художественный музей?
Психолог: «Самый ранний возраст для посещения музея - 5-6 лет. И даже в этом возрасте ребёнок вряд ли сможет оценить в полной мере произведения искусства. Скорее, это будет посещение-знакомство: он сможет узнать, что такое музей, что там может быть интересного, научится правильно себя там вести. Лучше, чтобы это было непродолжительное по времени посещение, так как внимание у ребёнка в этом возрасте ещё очень неустойчивое и на долгое, спокойное, вдумчивое хождение по залам музея его не хватит».
Педагог: «Посещать музей я бы рекомендовала с 2,5- 3 лет. В 3 года ребенок уже может выразить свои эмоции на уровне «нравится, не нравится». Это возраст открытий, ребенку все интересно. Очень важно разговаривать с ребенком обо всем, что вас окружает в музее. Главное — не перегружать малыша, а дать ему «переварить» новую информацию. Кроме того, ребенок в этом возрасте открывает для себя язык изобразительного искусства — у него появляется искреннее желание поэкспериментировать с художественным материалом (краски, кисти, карандаши). Это отличный повод поговорить о том, как же художник создал свое произведение, какие цвета использовал и т.д.
2. Какие произведения (реализм или абстракция) будут лучше поняты (привлекут внимание) детьми дошкольного возраста?
Психолог: «Ребёнку-дошкольнику более подходит реализм. Картины, написанные в этом в реалистической манере, более близки ребёнку и имеют больше шансов заинтересовать его, затронуть чувства. Абстрактные произведения в этом возрасте ещё рановаты для понимания».
Педагог: «Все индивидуально. Но я бы рекомендовала начинать рассказ о картине, которая более реалистична. Слова = изображение. Ребенку все будет понятно. А вот в творческой деятельности интересно будет поэкспериментировать с абстракцией. Дети с удовольствием нарисуют свое настроение, не задумываясь, о форме. Будет работать только цвет, линия, пятно».
Психолог: «Лучше будет с родителями и с работниками музея. Родитель следит за поведением чада, специалист рассказывает о том, что будет интересно ребенку. Групповой формат в дошкольном возрасте - это довольно сложно. Внимание у детей рассеянное, они отвлекаются друг на друга - скорее всего будет много шума и мало того самого погружения в атмосферу искусства, за которой мы все ходим в музей».
Педагог: «Я рекомендую первые походы организовать семейной компанией. Ребенку надо адаптироваться к новому пространству. Первые визиты должны быть не длинными по времени — 20-30 минут. Для начала можно выбрать одно произведение — постройте беседу таким образом, чтобы у вас с ребенком возник диалог. Очень интересны совместные мастер-классы, когда участие в творческом процессе принимают как дети, так и родители. Такие моменты точно запомнятся. Так потихоньку зарождается детская любовь к искусству, а во что она выльется покажет время».
Музейный центр творческого развития продолжает свою работу. Открыт прием заявок на занятия художественным творчеством для детей: от 3 до 18 лет. Занятия начнутся в сентябре. Заявки вы можете направить в электронном виде infoart105@yandex.ru или позвонив по телефону тел. 22-50-74 (доб.221) в будние дни с 9:00 до 18:00.