«ЗАСТУПНИК С БЕРЕГОВ РЕКИ ВЕЛИКОЙ»
Никола Великорецкий и другие образы святителя Николая Чудотворца из собрания Вятского художественного музея и частных коллекций (г. Москва)
Выставка посвящена святителю Николаю Чудотворцу – одному из самых почитаемых христианских святых. Святитель Николай Чудотворец жил во второй половине III – первой половине IV столетия, во времена императора Константина Великого. Он был архиепископом Мир Ликийских – города в Малой Азии (современный Демре в Турции), и прославился еще при жизни благодаря делам милосердия и многочисленным чудесам. В 325 году святитель Николай Мирликийский принял участие в Первом Вселенском Соборе в Никее, где, возмущенный еретическими высказываниями пресвитера Ария, ударил («заушил») его, за что был лишен сана и ввергнут в темницу. Там ему явились Спаситель и Пресвятая Богородица и вручили святителю Евангелие и омофор – знаки архиерейского достоинства, тем самым подтвердив его правоту. Это событие вошло в церковное предание как «Никейское чудо» и с древних времен стало изображаться в иконописи. Святитель Николай скончался и погребен в Мирах Ликийских, но в 1087 году, после осады города турками, его мощи были перенесены в итальянский город Бари.
Несколько посмертных чудес святителя Николая Мирликийского связаны с его помощью путешествующим по морю и заточенным в темнице, в связи с чем на протяжении столетий он считается покровителем мореплавателей и невинно осужденных, что нашло отражение в житийных циклах икон.
Святой Никола Угодник широко почитался на Руси с самого раннего периода обращения к христианству. Народному заступнику посвящено множество храмов и монастырей. В русской церковной традиции отмечается два больших праздника святителя Николая – его Преставление (Успение) (6/19 декабря, т.н. «Никола Зимний») и Перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари (9/22 мая, т.н. «Никола Вешний»). Два этих события обычно изображаются в последних клеймах житийных икон святителя.
Вятская земля обрела особое заступничество святителя Николая через его чудотворный образ, названный по месту явления Великорецким. Икона, получившая название "Никола Великорецкий", была, согласно преданию, чудесно обретена на берегу р. Великой, близ Хлынова (Вятки) в 1383 году, и уже в первой половине XV в. прославилась как местночтимый образ. В 1555 г., по просьбе "лутчих людей" Вятской земли и по особой воле царя Ивана Васильевича, икона была принесена в Москву. В столице образ получил всероссийское прославление. В Москве были написаны первые копии (списки) с иконы, по указу царя они рассылались по старинным русским городам и монастырям – в Александрову слободу, Кострому, Кирилло-Белозерский монастырь, Троице-Сергиеву и Псково-Печерскую лавру. После года пребывания в столице икону, обновленную и получившую новый дорогой оклад, возвратили в Вятку. К сожалению, до наших дней древний чудотворный Великорецкий образ не сохранился. Но сохранились иконы-списки древнего образа.
Выставка «Заступник с берегов реки Великой» представляет различные варианты иконографии святителя в русском искусстве и, прежде всего, связанной с Вятской землей иконографией «Никола Великорецкий» – поясное изображение Николы Угодника, окруженное восьмью клеймами жития. Ключевой памятник выставки – древняя икона этого извода, написанная столичным мастером в середине XVI столетия. К этому же изводу принадлежит несколько произведений из собрания Вятского художественного музея.
На Руси почитались иконы святителя как пришедшие из Византии, так и сформировавшиеся собственно в русском искусстве. Иконография икон святителя Николая разнообразна: оглавные, оплечные, поясные, ростовые, житийные образы. Интерес к образу святого, к собиранию и изучению его икон объединяет музейных сотрудников и частных коллекционеров.
На выставке также показываются древние иконы святителя из деисусного чина, поясные иконы с «никейским чудом», чтимые «Зарайский» и «Можайский» образы святителя Николая. Иконы Николая Чудотворца, написанные в XVI-XIX веках, представляют различные центры русского иконописания: Москва, Центральная Россия, Ярославль, строгановские вотчины, Мстера, Палех, Выг, Поволжье. Наряду с иконами столичного уровня письма экспонируются образцы народной иконы.
Большая часть памятников является иконами, выполненными на деревянной основе в техниках темперной и масляной живописи. Их дополняют скульптурный «Можайский» образ святителя Николая, оклады, старообрядческие меднолитые иконы святителя различной иконографии. В числе живописных памятников – замечательная подписная икона «Святитель Николай Чудотворец», созданная в 1911 году художником, воплотившем эстетику модерна в русское сакральное искусство – Виктором Михайловичем Васнецовым. Всего в экспозицию вошло более 60 произведений, включая иконопись, живопись, графику, скульптуру, оклады, меднолитые иконы.
Многообразие икон святителя Николая Чудотворца свидетельствует о глубоком почитании святого в различных уголках страны в самых разных слоях русского народа.
Организаторы выставки надеются, что она будет интересна как специалистам, так и широкому кругу посетителей, интересующихся церковным искусством и почитающих святителя Николая Мирликийского – народного заступника и скорого помощника, самого известного и чтимого святого на Руси.