График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Выставка "Заступник с берегов реки Великой"


«ЗАСТУПНИК С БЕРЕГОВ РЕКИ ВЕЛИКОЙ» 
Никола Великорецкий и другие образы святителя Николая Чудотворца из собрания Вятского художественного музея  и частных коллекций (г. Москва)

Выставка посвящена святителю Николаю Чудотворцу – одному из самых почитаемых христианских святых. Святитель Николай Чудотворец жил во второй половине III – первой половине IV столетия, во времена императора Константина Великого. Он был архиепископом Мир Ликийских – города в Малой Азии (современный Демре в Турции), и прославился еще при жизни благодаря делам милосердия и многочисленным чудесам. В 325 году святитель Николай Мирликийский принял участие в Первом Вселенском Соборе в Никее, где, возмущенный еретическими высказываниями пресвитера Ария, ударил («заушил») его, за что был лишен сана и ввергнут в темницу. Там ему явились Спаситель и Пресвятая Богородица и вручили святителю Евангелие и омофор – знаки архиерейского достоинства, тем самым подтвердив его правоту. Это событие вошло в церковное предание как «Никейское чудо» и с древних времен стало изображаться в иконописи. Святитель Николай скончался и погребен в Мирах Ликийских, но в 1087 году, после осады города турками, его мощи были перенесены в итальянский город Бари.

Несколько посмертных чудес святителя Николая Мирликийского связаны с его помощью путешествующим по морю и заточенным в темнице, в связи с чем на протяжении столетий он считается покровителем мореплавателей и невинно осужденных, что нашло отражение в житийных циклах икон.

Святой Никола Угодник широко почитался на Руси с самого раннего периода обращения к христианству. Народному заступнику посвящено множество храмов и монастырей. В русской церковной традиции отмечается два больших праздника святителя Николая – его Преставление (Успение) (6/19 декабря, т.н. «Никола Зимний») и Перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари (9/22 мая, т.н. «Никола Вешний»). Два этих события обычно изображаются в последних клеймах житийных икон святителя.

Вятская земля обрела особое заступничество святителя Николая через его чудотворный образ, названный по месту явления Великорецким. Икона, получившая название "Никола Великорецкий", была, согласно пре­данию, чудесно обретена на берегу р. Вели­кой, близ Хлынова (Вятки) в 1383 году, и уже в первой половине XV в. прославилась как местночтимый образ. В 1555 г., по просьбе "лутчих лю­дей" Вятской земли и по особой воле царя Ивана Васильевича, икона была принесена в Моск­ву. В столице образ получил всероссийское прославление. В Москве были написаны первые копии (списки) с иконы, по указу царя они  рассы­лались по старинным русским городам и монастырям – в Александрову слободу, Кострому, Кирилло-Белозерский монастырь, Троице-Сергиеву и Псково-Печерскую лавру. После года пребывания в столице икону, обновленную и получившую новый дорогой ок­лад, возвратили в Вятку. К сожалению, до наших дней древний чудотворный Великорецкий образ не сохранился. Но сохранились иконы-списки древнего образа.

Выставка «Заступник с берегов реки Великой» представляет различные варианты иконографии святителя в русском искусстве и, прежде всего, связанной с Вятской землей иконографией «Никола Великорецкий» – поясное изображение Николы Угодника, окруженное восьмью клеймами жития. Ключевой памятник выставки – древняя икона этого извода, написанная столичным мастером в середине XVI столетия. К этому же изводу принадлежит несколько произведений из собрания Вятского художественного музея.

На Руси почитались иконы святителя как пришедшие из Византии, так и сформировавшиеся собственно в русском искусстве. Иконография икон святителя Николая разнообразна: оглавные, оплечные, поясные, ростовые, житийные образы. Интерес к образу святого, к собиранию и изучению его икон объединяет музейных сотрудников и частных коллекционеров.

На выставке также показываются древние иконы святителя из деисусного чина, поясные иконы с «никейским чудом», чтимые «Зарайский» и «Можайский» образы святителя Николая. Иконы Николая Чудотворца, написанные в  XVI-XIX веках, представляют различные центры русского иконописания: Москва, Центральная Россия, Ярославль, строгановские вотчины, Мстера, Палех, Выг, Поволжье. Наряду с иконами столичного уровня письма экспонируются образцы народной иконы.

Большая часть памятников является иконами, выполненными на деревянной основе в техниках темперной и масляной живописи. Их дополняют скульптурный «Можайский» образ святителя Николая, оклады, старообрядческие меднолитые иконы святителя различной иконографии. В  числе живописных памятников – замечательная подписная икона «Святитель Николай Чудотворец», созданная в 1911 году художником, воплотившем эстетику модерна в русское сакральное искусство – Виктором Михайловичем Васнецовым. Всего в экспозицию вошло более 60 произведений, включая иконопись, живопись, графику, скульптуру, оклады, меднолитые иконы.

Многообразие икон святителя Николая Чудотворца свидетельствует о глубоком почитании святого в различных уголках страны в самых разных слоях русского народа.

Организаторы выставки надеются, что она будет интересна как специалистам, так и широкому кругу посетителей, интересующихся церковным искусством и почитающих святителя Николая Мирликийского – народного заступника и скорого помощника, самого известного и чтимого святого на Руси.