8 апреля, в Реставрационном центре имени Грабаря открылась выставка, посвященная истории реставрации иконы XVI века «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни в житии» из собрания Вятского художественного музея. Реставрация культурной реликвии продолжалась более полувека. Скоро кировчане увидят ее в музее.
Согласно описи Трифонова монастыря 1601 года и более поздним документам – в Успенском соборе находился почитаемый образ, привезенный из Москвы при Федоре Иоанновиче. Можно предположить, что «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни в житии» и есть та икона, которая была прислана царем в Вятку.
Икона поступила в Вятский художественный музей из Успенского собора Трифонова монастыря в очень плохом состоянии в середине 1960-х годов. Для её сохранения в музее была выполнена первичная консервация – сплошная профилактическая заклейка. В 1967 году при содействии Савелия Васильевича Ямщикова - реставратора, популяризатора древнерусского искусства и публициста – икона была отправлена на реставрацию в Государственную центральную художественную научно-реставрационную мастерскую (с 1974 года ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря). Восстановление культурной реликвии продолжалось более полувека, и за этот период с ней успело поработать несколько поколений специалистов.
Директор Вятского художественного музея, Анна Владимировна Шакина, выразила благодарность коллективу Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря: «Мы благодарны за сложный, кропотливый, требующий огромного времени и любви труд. Икона “Иоанн Предтеча – Ангел пустыни в житии” входила в число самых древних монастырских икон, пожертвованных в Москве вскоре после основания обители, и была привезена в Хлынов в монастырь первым настоятелем, преподобным Трифоном Вятским».
По результатам исследовательской и восстановительной деятельности было опубликовано издание из серии «Исследования и реставрация одного памятника». Вятский художественный музей планирует показать отреставрированный экспонат в своих стенах и дать зрителю полную информацию об этапах его восстановления.