Совсем скоро мы презентуем виртуальную выставку «Право на память». Выставка обращается к истории художественной жизни города Кирова в период Великой Отечественной войны. Она будет существовать в виртуальном формате из четырех частей: «В пространстве полуподвала», «Свидетели», «Выставки» и «Воспоминания». Зритель увидит частичную реконструкцию художественных выставок в Кирове в 1942, 1943 и 1944 годах, узнает об истории музея и деятельности художников в период Великой Отечественной войны.
Часть первая. В пространстве полуподвала
В апреле 1941 года в Кировском художественном музее им. А.М. Горького открывается выставка дымковской игрушки вятских мастериц. Красочная, яркая, кажется, она создана для того, чтобы дарить мир и радость. Но случилось то, к чему невозможно подготовиться. Началась Великая Отечественная война. Деятельность музея прекращается, выставки сворачиваются, коллекция консервируется. Все экспонаты отправляются в хранилище в полуподвальном помещении здания музея.
Мир был охвачен пламенем войны. И, казалось бы, Киров был прочным тылом в дали от боев, тылом, который защищал коллекции других музеев: в область эвакуируют коллекции Ленинградской (сейчас Новгородская) и Псковской областей. Но сам город чуть не лишился своих шедевров. С 1941 по 1943 годы здание музея занимает госпиталь и другие учреждения.
Запертая в ящиках, шкафах и сундуках, лишенная необходимого температурно-влажностного режима, музейная коллекция, покинув привычные залы оказывается под угрозой гибели. 8 тысяч экспонатов могут исчезнуть с карты художественного наследия за секунды: расположенная рядом с фондохранилищем кухня - постоянный источник сырости и пожарной опасности. Нарушение норм хранения приводят к тому, что к началу 1942 года серьезно испорчены ряд картин, рам, хозяйственная и экспозиционная мебель.
Но музей живет, в полуподвале «дышит» коллекция, ожидая спасения. Несмотря на то, что при закрытии музея уволили всех сотрудников (оставив хранителя и уборщицу), художественная и музейная жизнь продолжаются. В конце 1942 года в фонды музея начали принимать работы с областных выставок.
Часть вторая. Свидетели
До Великой Отечественной войны в музейную работу активно включались местные художники: они делали выставки, вели экскурсии, читали лекции, занимались исследованиями. С началом войны деятельность художников не прекратилась, все их знания и опыт использовали для «мобилизации патриотического состояния страны».
В годы войны в Киров эвакуируют 16 художников из Москвы, блокадного Ленинграда и Риги, среди них Е. Чарушин, Г. Гладышева, Н. Быльев, Н. Рябинин, П. Ивановский, О. Амосова-Бунак. Они принимают активное участие в художественной жизни города, представляют свои работы на выставках, занимаются оформительской работой, иллюстрируют книги. В течение военных лет Кировское отделение Союза советских художников организует 5 областных выставок.
Параллельно идет работа по спасению музейной коллекции, 16 апреля 1943 года принимают решение освободить для произведений дополнительную площадь и увеличить штат сотрудников. Михаил Михайлович Кошкин возобновляет свою работу директором музея, начинает комплектовать штат. В городе практически не осталось людей, знающих музейное дело, в результате новый коллектив сотрудников начинает работать лишь с июля 1943 года. Шести временным сотрудникам предстоит проверить наличие 8000 экспонатов, провести инвентаризацию и проверить их состояние. Сложности добавляет то, что в инвентарных книгах отсутствуют описания экспонатов. Но, после развернувшейся деятельности к началу 1944 года эта работа была практически завершена, а 5 ноября 1945 года Кировский художественный музей им. А.М. Горького вновь открывает свои двери для посетителя.
Постскриптум
Заметка старшего научного сотрудника музея Н. Крижановской от 5 ноября 1945 года в газете «Кировская правда»: «Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького, после значительного перерыва, открывает свои двери перед трудящимися города Кирова и области. Возобновление работы музея является большим событием в культурной жизни города. Кировский художественный музей располагает ценнейшими экспонатами и занимает как по количеству, так и по качеству произведений одно из первых мест в республике. История его возникновения и развития связана с именами таких выдающихся художников, как браться Васнецовы, Хохряков, Рылов и др. В числе художественных богатств музея – произведения великих русских художников Брюллова, Тропинина, Маковского, Репина, Сурикова, Серова и многих других».
С.Н. Пикулева методист отдела «Выставочный зал»
Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецова
Список литературы