Выставка
«Владимир и Андрей Ветрогонские (живопись, графика)»
Сроки работы выставки: 20 июня - 30 июля 2013 года
В экспозиции выставки представлены 70 графических произведений Владимира Александровича Ветрогонского (1923-2002) – замечательного мастера российского изобразительного искусства XX века, выпускника института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, ученика выдающихся художников-графиков А.Ф. Пахомова, К.И. Рудакова, В.М. Конашевича, действительного члена Российской Академии художеств, Народного художника РСФСР, профессора, более пятидесяти лет преподававшего в Академии художеств.
В.А. Ветрогонский – участник Великой отечественной войны. Прошёл путь от Волхова до Эльбы. Награждён боевыми орденами и медалями. На выставке представлены его произведения в ретроспекции с 50-х по 90-е годы.
Он много путешествовал по стране и по миру. Большинство образов возникало в пути: Донбасс, Сибирь, Североморск, Череповецк. На выставке представлены его индустриальные пейзажи: «На трудовой вахте», «Смена идет», « Горновой» и др. В его творчестве, при всём «земном притяжении», из жизненных реалий рождались образы по-своему символичные. Воспринимаются одухотворёнными его своеобразные графические новеллы – энергичные и лирические одновременно – о линиях электропередач, ажурных мачтах, сросшихся с небом. Индустриальный пейзаж в его листах опоэтизирован.
Сколько бы не были мгновенны его рисунки, наброски – в них взято самое существенное, главное в них – своё открытие вовсе не чужой для него страны. Здесь проявилась необыкновенная наблюдательность художника и умение тонко почувствовать окружающее. Так, в мастерски выполненных листах во время путешествия по Бенгалии Ветрогонский передал впечатление яркого солнечного света и разнообразные оттенки сказочно реального мира.
В восьмидесятые – девяностые годы в творчестве художника проявляются новые интонации. Его восприятие жизни становится философским. Теперь В. Ветрогонский пишет в основном пейзажи, в которых всё больше и больше акцентируется вечность природы. Он вкладывает в пейзажный образ чувство истинного восхищения утренним туманом или закатом солнца, случайно набежавшей волной или деревней с древними избами. Художник становится строже к себе. Тончайшие пейзажи, написанные акварелью, приближают к душе художника, дают представление о его отношении к жизни. На выставке представлено 70 графических работ мастера.
Произведения Ветрогонского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других музеях России и за рубежом.
Андрей Владимирович Ветрогонский (род. 1956), в 1981 г. он закончил факультет графики института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, мастерскую своего отца – народного художника России, признанного мэтра ленинградской школы графики Владимира Александровича Ветрогонского.
Андрей Ветрогонский относится к тому поколению художников, чей творческий путь начался в конце 1970-х годов, это был нелёгкий период обретения творческой индивидуальности. Художник обладает высоким чувством ответственности за профессиональный уровень своего искусства. Он пробует себя в различных графических и живописных техниках, определяя при этом свой круг любимых мотивов и образов: питерские дворы, северные деревенские пейзажи, портреты близких людей, натюрморты.
В 1990-е годы Андрей Ветрогонский много работает на натуре. Пастели, гуаши, темперы этих лет свидетельствуют об усилении декоративного начала в творчестве художника. Он активно занимается живописью, причём его живописные работы отличает графическая выразительность. Художник мастерски соединяет сложные цветовые и линейные ритмы, добиваясь композиционного единства и гармонии. В его пейзажах и натюрмортах обобщённый образ строится на восприятии красоты конкретного мотива.
Пейзаж – один из любимых жанров мастера. Городские пейзажи – это своего рода прогулки по городу. Их отличает единство сюжетных мотивов и бесконечное разнообразие живописно-пластических характеристик. Так, художник изображает виды берегов Невы, её набережные, мосты, протоки в серо-коричневой гамме с активным использованием чёрного цвета. Неброская красота этих пейзажей точно передаёт петербургскую атмосферу – низкое зимнее небо, подтаявший лёд на Неве, туманную дымку холодных рассветов. Пейзажи наполнены едва различимым движением и внутренним напряжением.
Обращаясь к натюрморту, А. Ветрогонский изображает разнообразный предметный мир, при этом он внимателен к форме и цвету предметов. Автор эстетизирует действительность, добивается декоративной гармонии, смягчает цветовое напряжение, упрощает форму, подчёркивает силуэты предметов, сдвигает планы.
Художник много путешествует. Из своих поездок он привозит работы, полные свежих впечатлений. В серии произведений, посвящённых итальянским городам Венеции, Флоренции, Риму, виден авторский поиск новых образов, сложных цветовых и ритмических отношений в пространственном решении композиций.
Андрей Ветрогонский находится в расцвете творческих сил. В его работах наблюдается жанровая эволюция, проявляются черты философского пейзажа, пейзажа настроения. Художник много и плодотворно работает, ведёт активную педагогическую деятельность. Он участник разного ранга выставок, как в России, так и за рубежом. Работы его находятся в музеях Санкт-Петербурга и Москвы, в региональных музеях и частных собраниях. На выставке представлены 12 графических и 50 живописных работ мастера.