График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Вятка в цвете 2023


Место проведения:
Выставочный зал
Сроки работы выставки:
20 июля 2023 — 20 августа 2023
Возраст:
0+
БИЛЕТЫ

«Вятка в цвете 2023» открывает одноименный цикл выставочных проектов от Вятского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» совместно с Вятским художественным музеем имени В.М. и А.М. Васнецовых. Данный проект посвящён осмыслению цвета как ключевого фактора в создании эмоционально-смыслового контекста произведений искусства и их зрительской интерпретации. Цвет глубочайшим образом включен в искусство и в жизнь человека, и художники тонко используют его в создании эмоциональных образов-смыслов. 

Основой построения экспозиции выставки стала ассоциативная символика цветов.  Обобщение творческого опыта современных кировских художников за последние пять лет позволило выделить актуальные цветовые маркеры экспозиции: «прозрачный», синий, красный, белый, «многоцветие». За каждым цветом-маркером раскрывается своя история смыслов. Около 200 произведений 90 современных кировских живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного и народного искусства концептуально объединены на основе данных цветовых маркеров по эмоционально-смысловым темам, по своим уникальным художественным историям. Символика выбранных цветов построена на основе культурологических, искусствоведческих, психологических, лингвистических аспектов и даёт широкий стимул для творческой зрительской интерпретации и эмоционального отклика. Посетители пройдут условный путь от «прозрачного начала» до раскрытия всей палитры красок, эмоций и смыслов. 

Цветовой маркер «прозрачный» является довольно условным и по названию, и по значению. Его нет в художественных теориях цвета, однако он присутствует в эмпирическом опыте человека. Мы можем видеть и понимать его, но не так, как цвета радуги или их оттенки. «Прозрачный» чаще всего воспринимается как качественная характеристика вещества или материала (целлофановый пакет, стеклянная бутылка). Очевидным признаком впечатления от «прозрачного» является то, что мы можем не только посмотреть сквозь него, но и увидеть «глубину» предмета. Например, сквозь туман увидеть лес или рассмотреть толщу прозрачной воды. Поэтому смысловая интерпретация данного маркера строится как на очевидных ассоциациях, связанных с визуально воспринимаемыми признаками: «прозрачный» – свободно пропускающий свет, просвечивающий, сквозной, кристальный, светлый; так и на метафорических смыслообразах – легко воспринимаемый, простой, ясный, явный, открытый, чистый. Последние трактовки дают более свободные и порой неожиданные ассоциации. В силу этих особенностей данный «цвет» не ассоциируется, как правило, с конкретными и ярко выраженными эмоциями. 

Один из самых сложных, самых древних, многообразных и эмоциональных цветов – красный. Цвет, который В. Кандинский характеризовал как «внутренне … очень живой, подвижный, беспокойный цвет». Можно выделить две архетипические линии ассоциаций с красным цветом. С одной стороны, это символ мужественности, крови, войны, власти, с другой  – молодость, красота, народ и его традиции. 

Универсальное значение белого цвета – это «начало», «основа». Такая трактовка опирается на экспериментальное открытие И. Ньютона о белом солнечном свете, как смеси разнообразных цветов. Это значение впоследствии стало связываться с переносными значениями «покоя», «духовности», «чистоты». Также актуальными остаются и очевидные ассоциации белого цвета со светом, зимой, холодом. В живописи он незаменим, так как с помощью него художники создают множество цветов и тонов, и сам этот цвет-хамелеон воплощают в произведениях бесконечно разным. 

Удивительно, но в языке синий цвет появился не сразу. Это самый «поздний» из цветов. Небо, вода, божественность, вечный мир, мудрость, откровение, задумчивость, размышления, воспоминания, меланхолия, грусть – эти разнообразные прямые и косвенные ассоциации вызывает синий цвет. «Прекрасный» синий –  любимый цвет для многих художников.

Завершает условный «цветовой» путь экспозиции «многоцветие» как полихромия, цветистость, радужность,  цветовое многообразие. Эмоционально-смысловые интерпретации данного цветового маркера различны, однако содержательный контекст произведений художников отсылает нас преимущественно к «нереальным» мирам и к миру фантазий. 

 На выставке представлены разнообразные авторские трактовки цвета и индивидуальные колористические решения в раскрытии замыслов произведений. А поскольку восприятие цвета для каждого из нас это индивидуальный процесс, то зрителям предстоит снова и снова разгадывать смыслы, заложенные художниками, и искать параллели в собственном восприятии и эмоциональном опыте.