Министерство культуры Кировской области
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Пресс-показ выставки: 10 января в 14.00
Открытие выставки: 10 января в 17.00
В Выставочном зале ВХМ открывается выставка памяти художника Александра Самсонова, чье творчество занимает особое место в истории вятской живописи. У жителей нашего города есть уникальная возможность познакомиться с теми из его полотен, которые остались в Кирове у его друзей, родных и коллекционеров, а также приобрести каталог с лучшими работами мастера.
Александр Самсонов родился 21 декабря 1949 года в г. Кирове. После окончания 8 классов в 1965 году поступил в Воронежское конно-спортивное училище, завершил обучение в 1968 г. В 1977 поступил в Кировское художественное училище, после 3 курса перевелся в Ленинград, и в 1982 году получил диплом Ленинградского художественного училища им. В.А.Серова. В 1982 - 1983 учился на Высших художественные курсах Ленинградской Академии художеств им. И.Е.Репина. 1987 - 1989 - преподавал в Кировском художественном училище в г. Кирове. 1990 - 1996 - жил и работал в С.-Петербурге. В 1996 переехал в Киров. Постоянной работы не имел, писал картины, которые продавались за гроши, влачил нищенское существование. Принимал участие в нескольких выставках. Умер 19 марта 2009 г. Картины А.Самсонова находятся в частных коллекциях России, США, Англии, Германии, Японии.
Ленинградская школа, пройденная Самсоновым, одна из сильнейших в стране. Педагоги высоко оценивали его крепкий рисунок и его живопись, которая отличалась ясностью классического построения формы, широким темпераментным мазком. Первые работы выполнены мощно и основательно (например, "Портрет Филиппа Дмитриевича Пестова"). Перед художником открывался стандартный путь хорошего соцреалистического мастера, благо все данные располагали к тому.
Но хотелось говорить о вечном без ложной патетики. Хотелось говорить другим языком, чем общепринятый. Он продолжает создавать свои удивительные композиции. Он продолжает искать и находит особый стиль, который отличается остротой видения и выражения. Автором создается собственный миф. Неписаные законы мифотворчества приводят его язык к универсализации. Его образы обретают значение сакральных. В этом можно усмотреть прямое продолжение древних изобразительных традиций. Символичность народных росписей подхвачена русской иконописью, а затем реминисценциями отозвается в творчестве Самсонова-художника символизма и авангарда.
В портретах А.Самсонов вспоминает пластику модильяниевской линии, доводя до большей звучности, чистоты и светоносности цвет ("Маленький цветок", "Юля", "Ирина", портреты дочерей Наташи и Екатерины). Художник тяготеет к "внутренней" портретности - по его мнению, натурное копирование модели губит портрет, ибо человек, застывший в долгом позировании, утрачивает эмоции и способность к выражению чувств. Теряется истина. Он создает образы-идеалы, образы-мечты, образы-символы. Каждый герой обретает всечеловеческий масштаб. В каждом заметен след личности создателя.
Художник нередко обращается к мифу и Священной истории. "Похищение Европы", "Орфей и Эвридика" переосмыслены и прочтены по-новому человеком современной цивилизации. Экспрессия достигается прежде всего цветом, линия словно включается в общую тональность полотен и следует главной теме. Музыкальность - неотъемлемое качество самсоновского мироощущения.
Любовью пронизано всё творчество Самсонова. Божественными созданиями становятся кошки Самсонова- сама грация, их природные достоинства утрируются под кистью художника, становясь признаками почти очеловеченных существ ("Белая ночь", "Где же ты гуляешь, милый котик одинокий?"). Когда в картину вводится образ лошади, сама поэзия вселяется в полотно ("Ноктюрн", "Голубые лошади"). Они словно снизошли из мира вышнего. Прием обратной перспективы и смещения планов только добавляет ощущения запредельности мира.
Влюбленность в Петербург и Вятку - два близких его сердцу города - явила к жизни такие работы, как "Река Мойка", "Трифонов монастырь", целая серия "Вятских перекрестков".
В одной из картин с названием "Дорога" (1988) Самсонов изобразил себя едущим в трамвае с белой кошкой на руках. Тесный трамвайный вагон, вобравший, словно в клетку, мужскую фигуру в пальто, несется в никуда. В облике человека - немой вопрос. А еще - ожидание. Это картина-откровение: себя художник пишет нечасто. Он весь растворён в своих холстах, где жизнь - без зла. Интерпретируя реальность, Самсонов овеществляет свою надежду на преображение мира в "эдемов сад".
Запись на экскурсии по тел.(8332)22-50-71