К 110-летию Вятского художественного кружка
К 130-летию со дня рождения художника
АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ИСУПОВ.1889 – 1957
НАТЮРМОРТ С КУПАВКАМИ. 1918
Холст, масло
Алексей Владимирович Исупов - талантливый русский художник, в середине ХХ века принадлежавший к артистическим кругам Италии и широко известный за рубежом, на долгие годы был забыт в России.
В начале 1970–х годов в СССР впервые после смерти Исупова прошли выставки его произведений в Кирове, Москве, Ташкенте. Второй широкий показ творчества художника состоялся в 1989 году. В год столетия мастера его работы экспонировались в Кирове и Москве, в Академии художеств, при участии посольства Италии. В 2010 году творчество А.В. Исупова было представлено в Государственной Третьяковской галерее в рамках проекта «Золотая карта России».
Сегодня произведения нашего земляка хранятся в галерее Уффицы во Флоренции, в музеях Италии, России, Узбекистана, Прибалтики, в частных коллекциях многих стран Европы и США.
Алексей Владимирович Исупов родился 22 (10 ст.с.) марта 1889 года в Вятке в семье резчика и позолотчика иконостасов. Здесь получил первые уроки живописи у иконописцев А.М. Черногорова и В.И. Кротова (1903 – 1908). Как художник сформировался в рамках московской живописной школы у А.М. Васнецова, К.А. Коровина, В.А.Серова (1908 – 1912). Как член Вятского художественного кружка (1909 – 1910), Алексей Владимирович участвовал в создании Вятского художественно-исторического музея (1910).
Почти шесть лет А.В. Исупов провёл в Средней Азии (1915 – 1920), где служил в армии, преподавал в краевой народной художественной школе в Ташкенте, участвовал в работе Комиссии по охране и реставрации памятников истории и культуры в Самарканде и совершенствовал своё живописное мастерство в разных жанрах.
С 1921 мастер работал в Москве, участвовал в выставках Ассоциации художников революционной России, Общества художников московской школы, советских художников в Нью-Йорке (1924).
В 1926 из-за тяжёлого заболевания художник выехал в Италию, где прожил более 30 лет до конца своих дней. Там он очень скоро завоевал признание и славу. А.В. Исупов вёл активную творческую и выставочную деятельность, часто устраивал персональные выставки в Риме и других городах Италии, в городах Западной Европы. Постоянно участвовал в международных смотрах. Во время второй мировой войны принимал деятельное участие в итальянском движении Сопротивления.
Итальянцы считали его своим художником, называли «маэстро Исупов», любили его живопись за «нежные краски». Критики отмечали в творчестве мастера широкий размах кисти, тонкий анализ деталей, стремление к правде. Художник работал в пейзаже и натюрморте, анималистическом и бытовом жанрах, но особенно был востребован как портретист. У Исупова всегда было много заказов. Его картины охотно раскупались с выставок. Но лучшие работы мастер старался не продавать, берёг их для России, а на этикетках писал «продано».
Снова увидеть Россию художнику, к сожалению, не удалось. 17 июля 1957 года Алексей Владимирович скончался. Похоронен на римском кладбище Тестаччио. Своё наследие он завещал России. В 1967 Министерство культуры СССР передало около 300 живописных и графических произведений мастера в Вятский художественный музей.
А.В. Исупов воспринимал окружающий мир возвышенно – эмоционально, стремился постичь материальную весомость натуры и сохранить в своих произведениях ощущение реального мира. В творчестве его привлекали в первую очередь живописные задачи и сам процесс работы, особенно взаимодействие цвета и света для передачи в произведениях мимолётности впечатления.
Живопись Алексея Владимировича красива и по фактуре, и по колориту. В этом можно убедиться, рассматривая представленную на выставке работу «Натюрморт с купавками». Произведение было написано весной 1918 года во время полугодового пребывания художника в Москве, приехавшего ненадолго из Средней Азии. Картина относится к периоду первых опытов Исупова в жанре натюрморта. Автор внимателен к изображению натуры, передаче материальных форм предметов. Он тщательно продумывает композицию, выделяя центр большим, пышным букетом цветов. Художник прописывает каждую деталь, добиваясь взаимодействия формы и цвета. Он создает яркий декоративный натюрморт, в котором гармонично сочетаются золотисто-желтые купавки, бордовые розы и голубовато-белая скатерть.