Министерство культуры РФ
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»
Министерство культуры Кировской области
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
АБРАМЦЕВСКИЙ ПЕЙЗАЖ
Живопись, графика XIX – XX веков из коллекции
Музея-заповедника «Абрамцево»
Открытие выставки 9 сентября в 17 час.
Мраморное здание Вятского художественного музея
Выставка работает: 10 сентября – 13 ноября 2016 г.
В истории каждой национальной культуры есть места, особо любимые художниками. Необычайно велико значение усадьбы «Абрамцево» для отечественного искусства. Расположенное на земле, связанной с именем Сергия Радонежского, Абрамцево стало в XIX веке своеобразной творческой лабораторией. С 1843 по 1858 год здесь жил и работал писатель, литературный и театральный критик С. Т. Аксаков, в числе гостей его дома были Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, а с 1870 по 1918 год усадьба принадлежала семье крупного предпринимателя и знаменитого мецената С. И. Мамонтова.
Савва Иванович Мамонтов обладал многочисленными талантами: музыканта, певца, скульптора, художника, драматурга, актёра, режиссёра. Ко всему этому добавлялись деловая хватка, блестящие организаторские способности. В творческое содружество, известное как Абрамцевский (или Мамонтовский) художественный кружок, входили наиболее яркие представители русского искусства этого времени: В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, В.А. Серов, М.В. Нестеров и многие другие.
После революции нить художественной жизни Абрамцева не прервалась, она естественно продолжилась. В усадьбе был создан музей, в организации которого принимал участие П. П. Кончаловский, М.В. Нестеров и другие. Неподалёку от музея в 1934 году возник дачный посёлок художников под названием «Ново-Абрамцево». Среди его организаторов — В. И. Мухина, И. Э. Грабарь, И. И. Машков, П. А. Радимов, Б. В. Иогансон и другие.
На протяжении многих десятилетий Абрамцево привлекало и привлекает не только творческой атмосферой, но уютным обаянием среднерусской природы. Можно с уверенностью сказать, что прослеживается определённая традиция в отношении художников к замечательным абрамцевским ландшафтам. Это позволило объединить в настоящей выставке произведения достаточно разных по своей эстетике мастеров. Среди них Исаак Левитан, Василий и Елена Поленовы, Илья Остроухов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Михаил Нестеров, Илья Репин, Константин Коровин.
Значительна роль Абрамцево в творческой судьбе братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых. Виктора Михайловича Васнецова (1846–1926) в дом Саввы Мамонтова привёл И. Е. Репин зимой 1878–1879 годов. Практически все наиболее важные проекты В. М. Васнецова связаны с художественными интересами Мамонтовского кружка. В 1880-е годы в Абрамцеве и его окрестностях художник одновременно работал над «Тремя царевнами подземного царства», «Алёнушкой», «Богатырями», серией панно для Исторического музея «Каменный век», эскизами декораций и костюмов к «Снегурочке», проектами церкви Спаса Нерукотворного и «Избушки на курьих ножках», и многими другими произведениями. Огромную роль в замысле многих его картин на сказочные и исторические темы играл пейзаж. На выставке представлено небольшое, но значительное для художника полотно, с изображением знаменитых абрамцевских дубов. В этом и других своих произведениях В. М. Васнецову удалось решить «дерзкую» задачу, которую ставили перед собой и другие абрамцевские художники, показать «поэтический взгляд русского человека на русскую природу».
Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933) в 1880–1894 годах подолгу жил и работал сначала в соседней с Абрамцевом Ахтырке, а затем в Абрамцеве, где писал пейзажи, проектировал изделия для столярной и керамической мастерских, участвовал в любительских спектаклях и их оформлении. С 1896 года он активно сотрудничал с Русской частной оперой С. И. Мамонтова. В Абрамцеве А. М. Васнецов достиг недостающего ему ранее мастерства в области живописи. В одном из писем к художнику Н. Н. Хохрякову он признавался, что нашёл своё призвание в писании далей, полей, перелесков. В коллекции музея — несколько интересных этюдов такого характера («Дорога в поле», «Сумерки», «Поле», «Летний пейзаж» и т. п.). Он и другие художники выходили на этюды с небольшими, в размер ладони, фанерками. Работами своего абрамцевского ученика был чрезвычайно доволен В. Д. Поленов, который считал А. М. Васнецова художником с большим жизненным чутьём». В письме к И. Е. Репину от 10 июля 1883 года он радостно восклицал: «Аполлинарий написал несколько таких этюдов, каких он никогда ещё не писал!».
В ХХ веке прославленные места привлекают внимание нового поколения художников. Общая тема абрамцевского пейзажа объединила на этой выставке участников разнообразных творческих объединений первой трети столетия: Товарищества передвижных художественных выставок, «Бубнового валета», общества «Московские живописцы», Ассоциации художников революционной России: Витольда Биляницкого-Бируля, Александра Куприна, Роберта Фалька, Василия Рождественского, Павла Радимова, Бориса Иогансона, Дементия Шмаринова и др.
На выставке представлены произведения, показывающие абрамцевский пейзаж на протяжении восьмидесяти лет — от 1880-х до 1960-х годов. Любимые уголки абрамцевской природы: речка Воря, усадебные пруды и аллеи, холмы и перелески — предстают на полотнах Поленова, братьев Васнецовых, Левитана, Нестерова, Остроухова, Фалька и других. Глядя на эти работы, можно говорить скорее о множественности творческих индивидуальностей, чем о стилевой целостности. Вместе с тем искусство абрамцевских художников XIX века явилось плодотворным наследием, питавшим мастеров ХХ века. Та «интимная национальная нотка», которая слышалась когда-то в Абрамцеве Михаилу Врубелю, безусловно, звучит и в произведениях художников ХХ века.
Также в экспозиции выставки можно познакомиться с хроникой жизни абрамцевской усадьбы, портретами ее обитателей, видами Абрамцево благодаря увеличенным копиям старинных фотографий, хранящихся в Музее-заповеднике.
Экспозиция дополнена несколькими произведениями из собрания Вятского художественного музея. Среди них такие работы как этюд «Лес» к картине «Снегурочка» В.М. Васнецова, «Окрестности Москвы» А.М. Васнецова и «Мост через речку Воря» А.В. Васнецова.
Всего на выставке представлено более 50 живописных и графических произведений ведущих мастеров русского изобразительного искусства последней трети XIX – середины XX вв. и около 30 фотокопий с фотографий последней трети XIX века.