Министерство культуры Кировской области
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Проект «Выставка одной картины»
АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ. 1856 – 1933.
Природа – любовь моя
К 160-летию со дня рождения художника
Мраморное здание музея (К. Маркса, 70; тел. 64-28-53, 64-79-48)
Сроки работы: с 22 июня по 11 сентября 2016 года
Вятский художественный музей продолжает знакомить с лучшими образцами русского искусства из музейной коллекции. С 22 июня 2016 г. в музее в рамках проекта «Выставка одной картины» представлены произведения Аполлинария Михайловича Васнецова, который вошёл в историю национальной культуры как человек многогранных дарований: художник эпического и исторического пейзажа, автор научных трудов по теории искусства, истории, археологии, серьёзный педагог.
Расцвет творчества Васнецова приходится на 1890-1900-е годы. В этот период он выполнил наиболее значительные произведения, принесшие ему славу прекрасного мастера пейзажа-картины. Это эпические полотна, в которых художник создал монументальные образы северной природы, показал её былинный размах и суровую красоту.
Важной стороной творчества Васнецова стала тема жизни средневековой Москвы. Он – основоположник особого жанра русской живописи – исторического пейзажа, воссоздающего ушедший облик древних городов на основе исторических документов и археологических изысканий.
А. Васнецов родился в 1856 году в селе Рябово Вятской губернии в семье потомственного священника. Отец, Михаил Васильевич, был широко образованным человеком, имел незаурядные художественные способности. Многие его увлечения унаследовал Аполлинарий. У него рано проявился интерес к творчеству. Первоначально юноша пользовался советами брата Виктора, поступившего в Академию художеств, и ссыльного польского художника Э. Андриолли. Настоящей школой профессионального мастерства стало для него общение с друзьями Виктора – маститыми художниками В. Поленовым, И. Репиным, В. Суриковым и талантливой молодёжью: К. Коровиным, И. Остроуховым, В. Серовым.
Аполлинарий был юношей мечтательным, склонным к философии. Его первые пейзажи были выполнены «от себя», по воображению. К таким этюдам можно отнести ранний в его творчестве сочинённый «Осенний пейзаж», представленный на выставке.
Художник много путешествовал по России и Европе, неоднократно посещал Украину, Крым, Кавказ. Из поездок привозил новые этюды. В южных работах основополагающим моментом являются эмоциональность цвета, его светосила. В крымском пейзаже «Развалины Карасу-Базара» природа словно замерла под палящим солнцем.
Исторические пейзажи Аполлинарий создавал не только в живописи, но и в графике, используя часто карандаш, уголь, акварель, гуашь, пастель. В смешанной технике выполнены, например, «Кирилло-Белозерский монастырь» и «Старая Москва».
В последние годы жизни художник любил писать старинные беседки, павильоны, затерявшиеся в уютных уголках парков Москвы. Относящийся к зрелому периоду творчества солнечный пейзаж «Найдёновский парк» привлекает внимание свободной, артистически совершенной манерой письма.
Всего в музейном собрании хранится 14 живописных и 11 графических произведений. Три из них А.М. Васнецов подарил в 1910 году ко дню открытия музея, являясь одним из инициаторов и организаторов его создания. Представленные на временной выставке камерные пейзажи дополняют экспозицию знаковых произведений мастера в зале «Русское искусство XVIII – XIX веков».