Министерство культуры Кировской области
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
ПРЕСС – РЕЛИЗ
Выставка
ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ
Мраморное здание музея (ул. К. Маркса, 70; 64-79-48, 64-28-53)
Сроки работы выставки: с 18 мая по август 2016 года
18 мая 2016 года в Мраморном здании музея открылась выставка «Широка страна моя родная». В экспозиции представлены пейзажи из собрания Вятского художественного музея, изображающие природу разных уголков страны «…от Москвы до самых до окраин», от Балтийского моря до Урала и Дальнего Востока, от Мурманска до Крыма. Все авторы – признанные мастера отечественной живописи.
В конце 1950-х – 1970-е годы многие живописцы в поисках новых тем устремились из Центральной России на Русский Север, на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, где особенно явно почувствовали величие нашей Родины. В пейзаже Г.Р. Френца «Северные просторы» открывается панорамный вид заполненных водой далей. Яркие полыхающие краски осенней листвы деревьев на фоне тёмной воды и хмурого неба звучат мажорно и торжественно, вызывая в душе зрителя не только восхищение красотой суровой северной природы, но и гордость за нашу огромную страну.
Человек и природа, их противоборство и единство, их суровость и красота – главная тема картин чукотской серии А.А. Яковлева. Созданный в полотне «Бухта Ткачен» образ воспринимается как символ, как своеобразная поэма о человеке и природе.
Интересно декоративное полотно Б.Ф. Домашникова «Красная площадь». Столица изображена в убранстве красных знамён, на площади колонны ликующих людей сливаются в яркие потоки. Звучит тема всеобщего торжествующего праздника.
В центре внимания живописцев Д.Я. Черкеса и Я.Д. Ромаса – морская стихия. Черкес ходил на рыбацких баркасах по южным морям, на траулерах – по Баренцеву и Белому. Морские порты и скалистые берега он изображал не с берега, а с судна. Широко и свободно написана одна из лучших его работ «Белая ночь». Ромас посвящал свои полотна природе и людям Каспия. Его пейзаж «Моряна. Ветреный день» с рыбацкими лодками под парусами привлекает внимание мягкостью цветового решения.
У каждой местности свой свет, свои краски и звуки, своя особая тишина. Чтобы это почувствовать, художник должен внутренне сжиться с природой. Идее единения человека с природой посвящена работа кировского художника В.Г. Харлова «Утро».
Самые задушевные и глубокие произведения С.В. Герасимова посвящены среднерусской природе, родному городу Можайску. В пейзаже «У монастырской стены» переданы тишина и покой изображённого уголка природы. Н.М. Ромадин – художник-лирик, влюблённый в таинственную красоту нетронутого леса, в густые чащи. Его композициям свойственна строгая архитектоника. Образ природы в картине «Русский Север» овеян романтическим чувством.
В работах художников В.Г. Кокурина и В.И. Иванова – древнерусские города. Полотно владимирского мастера Кокурина «Владимир. У Бабьих ворот» восхищает смелостью живописно-декоративного решения, повышенно-эмоциональным строем. Стихия мастера – цвет.
На выставке представлены также камерные произведения художников нашего края: А.А. Рылова, А.В. Фищева, М.А. Демидова, С.Н. Мезенцева.
Российскому пейзажу наиболее близки художественные образы, раскрывающие жизнеутверждающую красоту окружающего мира. Романтизируя природу, художники учат нас не только любоваться, но беречь и охранять её как непременную основу и часть человеческой жизни.