График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

«ЖЕНЩИНА: ЛИНИИ СУДЬБЫ»


Место проведения:
Художественный музей
Сроки работы выставки:
22 ноября 2014 — 1 февраля 2015
Возраст:
0+

Департамент культуры Кировской области

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Пресс-релиз

 

ВЫСТАВКА

ЖЕНЩИНА: ЛИНИИ СУДЬБЫ

Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство

Произведения русского и западноевропейского искусства из собрания Вятского художественного музея

Пресс-показ для СМИ – 21 ноября 2014 в 14 час

Мраморное здание (К. Маркса, 70; тел. 64-28-53, 64-79-48)

Сроки работы выставки:  22 ноября 2014 - февраль 2015

В искусстве существуют вечные темы. Одна из них – тема женщины. На выставке «Женщина: линии судьбы», приуроченной ко Дню матери в России, можно проследить как изменялся женский образ с течением времени на примере произведений русского и западноевропейского искусства из собрания Вятского художественного музея.

В средневековой христианской культуре идеалом женщины становится образ Богоматери. Пресвятая Богородица предстает в церковном искусстве как образец материнской любви, христианского милосердия, верности и мудрости. В светском искусстве женский образ ассоциируется прежде всего с материнством. Тема женственности и материнства занимает особое место в творчестве художников-земляков А.В. Исупова (портреты узбечек и итальянок с детьми) и М.А. Демидова («Портрет Е.А. Воробьевой с сыном Алексеем»). Поэтичные картины матери с ребенком созданы Б.М. Неменским («Тишина»), Н.Е. Зайцевым («В архангельском доме»), И.Л. Лубенниковым («Портрет жены и сына»), А.А. Яковлевым («Бухта Ткачен»). Важные в жизни женщины события сватовства, свадьбы, замужества нашли яркое воплощение в творчестве живописцев разного времени: П.П. Соколова «Разрешение на брак», Р.М. Нурмухаметова «Башкирская невеста», В.И. Иванова «Семья», А.В. Фищева «Чаепитие».

По портретам различных эпох можно судить о том, как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись (портреты П.Ф. Соколова, В.И. Гау, Л.Д. Крюкова и др.). Одновременно по портретам этого времени мы можем изучать модные наряды – платья и шляпки, любоваться подробно выписанными деталями – бархатом, кружевами, мехами, драгоценностями. В середине XIX века получает развитие провинциальный портрет, героинями которого становятся купчихи, мещанки, чиновницы. Во второй половине XIX века художники-передвижники создают нравственный идеал эпохи в образе женщины-труженицы (Н.А. Ярошенко «Портрет девушки», В.Е. Маковский «Крестьянка с коровой» и др.).

Для искусства начала XX века характерны новые интерпретации женского образа. Символисты обращаются к прошлому (Л.В. Куклин «Дама в саду», «Портрет женщины в черной шляпе», А.А. Репин «Двойной портрет» и др.), модернисты ищут для себя идеалы в будущем (Н.В. Синезубов «У зеркала»). Авангардное решение темы выражено в произведениях «Женщина» А.М. Родченко, «Две фигуры» В.Ф Степановой. В XX веке наряду с традиционными для женщины миссиями матери, жены, хозяйки дома возникают новые женские социальные роли. Героиня изображается прежде всего, как активный участник общественной и производственной жизни (К.Н. Редько «Портрет Тани Завадской», С.С. Двинин «Портрет депутата Верховного Совета РСФСР А.И. Мошкиной», П.П. Оссовский «Сибирячка»), спортсменка (С.М. Луппов «Спорт»), студентка (К.М. Максимов «Студентка»), яркая творческая личность (М.А. Врубель «Портрет М.В. Якунчиковой», Б.А. Мессерер «Балерина № 6», А.М. Широков «Портрет Инны Широковой»).

Образ женщины за столетия искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике. Но по сути своей сохранил непреходящие вечные достоинства: материнство, нежность, красоту. Как бы ни менялись общественные взгляды, источником вдохновения во все времена оставался женский образ в его традиционном предназначении: возлюбленной, верной спутницы жизни, хранительницы домашнего очага и семейных ценностей, заботливой воспитательницы и наставницы детей.