Департамент культуры Кировской области
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых
Пресс-релиз
Выставка
«Легенда ленинградской графики. Анатолий Каплан»
(1902–1980)
(Мраморное здание, ул. К. Маркса ,70; тел. 64-28-53, 64-79-48)
Сроки работы выставки: 10 июля - 30 августа 2013 года
С 10 июля Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых представляет зрителю выставку блестящего мастера черно-белой литографии, автора знаменитых иллюстраций к произведениям Шолом-Алейхема Анатолия Каплана. В экспозиции представлены около 200 работ из коллекции Людмилы и Исаака Кушнир (Санкт-Петербург).
Как художник Анатолий Львович Каплан состоялся, создавая цветные литографии. Его самобытное творчество теснейшим образом связано с еврейской культурой, и эта связь нашла выражение не только в сюжетах и героях, но и в самой цветовой гамме его работ, укорененной в еврейской цветовой символике. Среди его произведений, представленных на выставке — иллюстрации, объединяющиеся в целые циклы по мотивам произведений Шолом-Алейхема («Касриловка»,1941; «Заколдованный портной»(1957); «Тевье-молочник»(1961); «Стемпеню» (1968), серия «Еврейские народные песни» (1963), цикл офортов, посвященных его родному городу Рогачеву («Каплан из Рогачева» — так называл себя Анатолий Львович на титулах некоторых альбомов своих литографий).
Хотелось бы выделить три важных составляющих жизненного и творческого пути Анатолия Каплана. Он родился в тихом, провинциальном городке Рогачеве на Днепре, с большим процентом еврейского населения. Поэтому закономерным было его обращение к литературным произведениям классика еврейской литературы Соломона Шолом-Алейхема. Запечатленный в слове мир штетла (местечка), в котором жизнь заполнена былью и небывальщиной, драмами и юмором – всё это мир детства Анатолия Каплана, то, что всегда в душе и сердце, что не могло быть не выражено на холсте или рисунке настоящим художником. Нередко Анатолия Каплана сравнивают с Марком Шагалом. Так же закономерно и воздействие художественных образов полотен Марка Шагала на искусство Анатолия Каплана, все это идет от традиций хасидского движения в иудаизме, выражавшихся в стремлении к тесной связи с Богом через выражение восторга, через песни и танцы. Именно отсюда неудержимость фантазии и общее радостное настроение произведений Шагала, воспринятое и Анатолием Капланом. Но своим родным городом в искусстве мастер считал Ленинград. Он безумно любил это город, постоянно изображал его в своих работах. Традиции ленинградской школы графики, переданные художнику его педагогом по ВХУТЕИНу, замечательным мастером рисунка Георгием Верейским, нашли в творчестве Анатолия Каплана своё классическое продолжение. Удивительное мастерство обращения с литографским камнем, тончайшая передача световых эффектов, эффект сфумато, которым виртуозно пользуется Анатолий Каплан для смягчения очертаний фигур и предметов и передачи окутывающего их воздуха – во всех работах художника чувствуется огромный талант и блестящая техника.
К главному своему труду – иллюстрированию произведений Шолом-Алейхема, Анатолий Каплан обратился в 1952 году. Это были годы, когда антиеврейские настроения в сталинском государстве достигли своего предела – это и разгром антифашистского комитета, и убийство Михоэлса, и пресловутое дело врачей и преследование космополитов. Анатолий Каплан был ярким примером честности большого художника в искусстве и жизни.