ПРОЕКТ «ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ»
К 65-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА
ВИКТОР ЮРЬЕВИЧ ПОПОВ (1948 – 2008)
ТОРГ ПЕРЕД СПАССКОЙ БАШНЕЙ
ХЛЫНОВСКОГО КРЕМЛЯ. 1683 – 1690 гг.
1999. Холст, масло
из собрания Вятского художественного музея
Сроки работы выставки: май - август 2013 года
Вятский живописец Виктор Юрьевич Попов родился 16 мая 1948 года в городе Кирове. Учился в Чебоксарском художественном училище, затем в Кировском училище искусств (1964 – 1969).
С 1973 работал главным художником ЦУМа г. Кирова, с 1977 в НИИ лесной промышленности, организовал макетную мастерскую, занимался преподавательской деятельностью.
С 1990 Виктор Юрьевич стал постоянным участником областных, зональных, региональных, всероссийских и зарубежных выставок. Работал в Домах творчества «Академическая дача», «Байкал» (1990-1992), на творческих пленэрах в Великом Устюге, Сольвычегодске, в селе Великорецком Кировской области. В 1993 был принят в члены Союза художников России, кроме того он являлся членом московского объединения «Москворечье».
В.Ю. Попов избирался председателем правления Кировской организации СХ России (1996 – 2005), был участником VIII и IХ съездов ВТОО «Союз художников России» (1996, 2004). В 1999 Виктору Юрьевичу было присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации», в 2007 звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
Его произведения хранятся в художественных музеях России, галереях и частных коллекциях Франции, США, Японии, Кореи, Китая, Швеции, Финляндии, Индонезии. Три живописных полотна вошли в собрание Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Виктор Юрьевич Попов – художник исторической темы. Его историческая картина не событийная, а этнографическая по характеру. Он любил писать пейзажи, реже обращался к портрету и натюрморту.
1970-е – 1980-е в – период профессионального становления художника. Над изображением любимых мест Виктор Юрьевич предпочитал работать непосредственно на натуре, улавливая тонкости цветовых переходов живой природы. Детальная проработка световых и цветовых отношений помогала автору ощутимо материально передавать природную среду.
«Вживание» художника в историческую тему началось в начале 1990-х. Увлечение историей обогатило его творчество новыми темами, образами, сюжетами, потребовавшими осмысления архивных документов, литературных
источников, консультаций с учёными-историками. В середине 1990-х у Попова возник серьёзный интерес к образу средневекового города, олицетворением которого стал для него архитектурный ансамбль Вятского Свято - Трифонова монастыря XVII века. Первые работы в этом направлении напоминали выполненные на эмоциональном уровне исторические реконструкции старой Вятки. В последующих произведениях творческое воображение автора обобщало изученный фактический материал, наделяло его эпическим настроением и своеобразным ощущением атмосферы далёкого времени.
В рамках проекта «Выставка одной картины» мы представляем исторический пейзаж мастера «Торг перед Спасской башней Хлыновского Кремля. 1685 – 1690 гг.» из собрания Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых. В нём убедительна каждая деталь, и, прежде всего, точно воспроизведённый силуэт старинного города, определяющийся вертикалями православных соборов, башен с шатровыми завершениями, архитектурным декором деревянных построек. Они подчёркивают национальный колорит русского зодчества. Сцены бытовой жизни горожан, природный и архитектурный пейзаж дают ощущение города как единого живого организма.
Полотно выполнено в традициях историко-архитектурного пейзажа и бытового жанра мастеров рубежа ХIХ – ХХ веков, вызывая в памяти произведения нашего земляка Аполлинария Михайловича Васнецова.