К 110-летию Вятского художественно - исторического музея
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ РУМЯНЦЕВ. 1867 – 1937
Имя одарённого графика и живописца, активного пропагандиста искусства Николая Николаевича Румянцева мы называем в числе первых в ряду художников, внесших большой вклад в развитие изобразительного искусства на вятской земле.
Родился Н.Н. Румянцев в 1867 году в г. Нижний Новгород в семье речного капитана и с раннего возраста путешествовал с отцом на пароходе по Волге, Каме, Вятке, любил наблюдать за природой, мечтал стать художником. Не окончив реальное училище, он поступил конторщиком в пароходство Т.Ф. Булычёва, дослужился до помощника капитана. Свободное от вахты время юноша отдавал рисунку и живописи, изображая всё, что привлекало его внимание: крутой берег с колокольней, плывущие по реке плоты, речные перекаты с судоходными знаками.
С 1892 года Н.Н. Румянцев жил в Вятке, работал в Казённой палате писцом и бухгалтером. Познакомившись с вятскими художниками – Н.Н. Хохряковым и С.А. Лобовиковым, жившими в Вятке постоянно, и с приезжавшими на родину из Петербурга А.А. Рыловым и А.Н. Юдиным, ходил с ними на этюды. Их практические советы помогли Н.Н. Румянцеву приобрести навыки профессионального мастерства и сдать экстерном экзамены в Петербургской Академии художеств на звание преподавателя рисования в средней школе. Но преподавательская работа художника не увлекала, ему хотелось заниматься творчеством.
Николай Николаевич обладал отличными организаторскими способностями и много времени уделял общественной работе. Он - один из учредителей и членов правления Вятского художественного кружка (1909), один из основателей Вятского художественно - исторического музея (1910), один из организаторов Вятского филиала АХРР (1926).
В 1919-1937 годах Н.Н. Румянцев работал в музее старшим хранителем, заведующим художественным отделом, директором, являясь в течение всех этих лет подлинным руководителем музея. Помимо административной работы, он вместе со своим коллегой и другом Н.Н. Хохряковым занимался комплектованием музейной коллекции, изучал поступившие в неё экспонаты, организовывал выставки, водил экскурсии. При его участии в музее были созданы художественная библиотека с гравюрным кабинетом, лекторский отдел с оборудованным помещением для проведения занятий кружков и чтения лекций, а также негативный кабинет с фотолабораторией для изготовления диапозитивов.
Всё свободное время Н.Н. Румянцев посвящал творчеству, принимая с 1903 года активное участие в выставках и как график, и как живописец. Прежде всего, художник был известен графическими произведениями, работал карандашом, тушью, акварелью, гуашью, нередко совмещая в пределах одного листа разные техники, прекрасно чувствовал возможности материала, особенно цветной бумаги. В подобных произведениях автор в основном выступал как пейзажист, в центре внимания которого, в первую очередь, была родная вятская земля.
Эта тема является главной и в живописных произведениях Н.Н.Румянцева. В 1890-е годы художник преимущественно создавал натурные пейзажи, чаще всего этюды. В них запечатлено то, что было близко и дорого мастеру: поля, лесные опушки, речные берега, мельницы. В 1920 -1930-е годы Николай Николаевич избрал другой метод работы над пейзажем: писал картины в мастерской по своим зарисовкам. Примером может служить представленный в Арт-проекте пейзаж «Весна» (1920-е), созданный автором на основе выполненного им ранее в технике акварели и гуаши эскиза «Ручей» (1923). Мастер практически без изменений перенёс на живописное полотно мотив и композицию графического листа, введя в него условный цвет, усилив контрасты света и тени, что придало картине декоративный характер.
Натюрморт «Древние одежды» (1912), одно из лучших живописных полотен дореволюционного периода, автор подарил музею. Произведение отличается выразительностью рисунка, материальностью в передаче деталей, а также красотой колорита, построенного на сочетании серебристо-розовых, перламутровых, фиолетовых, коричневато-жёлтых, зелёных тонов.
Николай Николаевич Румянцев никогда не оставался бесстрастным наблюдателем того, что он изображал. В его произведениях всегда ощущается душевный настрой художника, его трепетно-нежное, любовное отношение к запечатлённому.
В настоящее время в собрании Вятского художественного музея хранится около двухсот графических и живописных произведений мастера 1900-х – 1930-х годов.