К 110-летию Вятского художественного кружка
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ РЕПИН
(1891 – 1912)
Вятский художник Алексей Алексеевич Репин с 1908 года участвовал в художественных выставках Вятки и Москвы, был избран членом Экспертной комиссии Вятского художественного кружка по отбору произведений для выставок. В 1910 А. Репин стал одним из организаторов Вятского художественно-исторического музея, принимал непосредственное участие в комплектовании музейной коллекции. Неоднократно получал благодарности от общего собрания членов кружка «за труды по собиранию картин для музея и выставок».
А.А. Репин родился 9 (22) марта 1891 года в городе Вятка в семье мещанина А.М. Репина, брата вятского фотографа В.М. Репина. Мать художника, Раиса Михайловна, имела колбасную фабрику, вела гастрономическую торговлю. А.А. Репин с ранних лет дружил с местными художниками: А.В. Исуповым, А.И. Деньшиным, С.М. Лупповым, Ю.А.Васнецовым, ходил с ними на этюды по окрестностям Вятки, совместно с ними занимался живописью под руководством Н.Н. Хохрякова и А.А. Рылова.
После окончания городского четырёхклассного училища юноша в 1909 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей были С.В. Иванов, А.М. Корин, Н.А. Касаткин. Учился с большим желанием и успешно, быстро осваивая выбранную профессию, хотя сам себя считал скорее поэтом, чем художником. В училище ему прочили большое будущее, называя «вторым Репиным». За три года учёбы Алексей прошёл подготовительный, головной, фигурный классы. Весной 1912 по результатам учёбы был переведён в натурный класс.
Художник был одним из первых жанристов в Вятке, хотя начинал творчество с пейзажа. Его интересовали люди – их судьбы, характеры, их состояние в определённый момент. В 1910 году в Вятке в доме на улице Николаевской в интерьере чайной, принадлежавшей его матери, А.А. Репин написал картину «В чайной», представленной на выставке. В ней автор изобразил разноликую публику: рядом с мещанкой сидят седой старик и дама средних лет, далее – половой, курсистки, крестьянки. Произведение экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств. Члены конкурсной комиссии ведущие живописцы: С.А. Виноградов, А.М. Васнецов, К.Ф. Юон, Л.О. Пастернак под председательством К.А. Коровина присудили единственную премию за русский жанр А.А. Репину.
В последний год жизни художник делал много эскизов сюжетных многофигурных композиций на бытовые и исторические темы. В них действие происходило на улице, в парке, на площади, а иногда живописец вводил зрителей в интерьеры салонов, гостиных, где собиралось общество. Любопытна небольшая картина Репина «Слушают Бетховена». На ней все персонажи изображены со спины, в основном это дамы в длинных платьях. Удивительно, но при всей красоте композиции, в ней сквозит едва уловимая ирония.
В большой картине «Двойной портрет» 1911 изображены самые близкие для Репина люди – любимая сестра Мария и жена брата Анна. Портрет выполнен смело, свободно. Автор передаёт сложное эмоциональное состояние девушек. В их позах, в отстранённо задумчивых лицах с оттенком грусти чувствуются глубокие внутренние переживания. Портрет интересен по цветовому решению, построенному на тонких переходах сближенных зеленоватых и жемчужных тонов, сочетающихся с лиловыми и пурпурными оттенками. Виртуозно написан лёгкий газовый шарф Марии. Свободно положенный мазок создаёт мерцающую живописную поверхность полотна.
В этот период художник уже нашёл признание у публики. Его живопись начали приобретать коллекционеры Москвы и Петербурга. К сожалению, «Двойной портрет», который сам Репин особенно ценил, оказался последним завершённым произведением автора. В 1912 художник трагически ушёл из жизни. На персональной посмертной выставке А.А. Репина в Вятке в 1912 году экспонировалось 59 произведений живописи, но сегодня местонахождение многих работ неизвестно. В собрании Вятского художественного музея хранится всего шесть работ А.А. Репина, три из которых, включая картины «В чайной» и «Двойной портрет» были завещаны музею самим автором в 1911 году.