В июне 1998 года было принято решение создать на обновлённой усадьбе художника Николая Хохрякова дом-музей, который вот уже 20 лет является местом встречи творческой интеллигенции столицы региона.
Знаменитому особняку в Копанском переулке две сотни лет, но даже в свои молодые годы он являлся центром культуры провинциальной Вятки: здесь собирались художники, поэты и артисты – демонстрировали свои «интеллигентские» порывы, обсуждали планы создания музея. Именно здесь в начале прошлого века зародилась мысль о Вятском художественном кружке, а потом появилась идея открыть и художественный музей. Для простых людей. Чтобы они могли образовываться, глядя на картины. Бессменным лидером кружка и его организатором был Николай Николаевич Хохряков. Шло, как говорится, время.
Обновлённая усадьба сказочно похорошела за два последних десятилетия, и день рождения музея хотели отметить в усадьбе, но подвела погода, и «хохряковцы» собрались на юбилейный вечер у печки.
И пела для гостей «Вересея»: «А печку письмами топила, не подкладывая дров, всё смотрела, как горела на огне моя любовь», и дарили свои картины художники, и читали письма Аполлинария Васнецова его другу Николаю Хохрякову местные поэты, и вручали благодарственные письма тем, кто особенно дружен с музеем, кто приумножает его коллекцию, кто не уносит свои сокровища в антикварные магазины, не делает на этом бизнес, не увозит картины в Москву, не зарабатывает на них деньги и любит и помнит великого живописца.
Писатель Тамара Николаева, к примеру, передала в коллекцию музея бесценные работы художников школы Матюшина. «Я так долго живу на одном месте, – вспоминает Тамара Константиновна, – перезнала-перевидела так много людей и судеб, но сегодня мне хочется рассказать вот какой случай. Приехали к нам однажды писатели с какой-то там программой, мы направились по районам, и наконец-то гостей привели в художественный музей. А на следующий день мы встретились, и я их спросила: «Ну как вам наш музей?» «Музей отменный, – говорят писатели, – а лучше всего там девочки. Там одна показывала нам дымковскую игрушку, и была эта девочка лучше всех игрушек. А зовут её Анечка Шакина – тоненькая, с огромными глазами, и она так замечательно говорила».
А сегодня Анечка Шакина в должности директора художественного музея награждает меня благодарственным письмом, и я этому очень рада: и письму, и тому, что Анна Владимировна стала директором, и тому, что, как и наши предки, она работает в тяжелейшее для культуры время и не гибнет за металл».
И чтобы поддержать музей, Тамара Николаева передала в дар чудесную акварельку 1902 года рождения: малоизвестный пока художник Усольцев нарисовал пейзаж Вятки, и нынче в музее ей, безусловно, найдётся место.
О музейных исследователях разговор особый. Среди главных вдохновителей – Татьяна Васильевна Малышева, среди главных «украшателей» усадьбы, беседки и сада – Тамара Николаевна Халявина. Годы работы в доме-музее она считает самыми счастливыми: «Никогда у меня не было отпуска, потому что, только уйду, мне звонят: надо закрыть музей или надо открыть музей, и я бегу с удовольствием, и три дня в отпуске для меня уже были тяжелы».
Всё в музее нынче по-новому: сюда приходят поиграть дети, и лицеисты из КЛЕНа сажают здесь бархатцы и учатся поддерживать и хранить историю Вятского края, и, конечно, для местных художников хохряковская усадьба стала приютом для души – в гостиной комнате проходят их выставки, и братья по кисти встречают здесь новое поколение художников, для которых усадьба также становится домом. Дом этот молодые художники называют ковчегом, на котором собираются самые разные люди, но всех их объединяет любовь к искусству. Именно для них настоящим подарком стала экспромт-выставка «Цинкография Крыма».
В своё время Николай Хохряков публиковал рисунки в газете «Московский листок». Тираж её по тем временам был огромен – примерно 40 тысяч экземпляров, газета распространялась по всей России. В филиале Вятского художественного музея сохранилась малая часть этих работ – они находятся в альбомах. Простые вырезки из газет тем не менее представляют историческую ценность, и побывавшая по следам своего кумира в Крыму Татьяна Васильевна Малышева с удовольствием водит гостей по залу.
Ялта и Вятка – города, с которыми связаны жизнь и творчество вятского художника. Николаю Хохрякову многое дала работа на побережье Крыма. В живописи он перестал бояться писать солнечные пленэры, а в оригинальных рисунках стали заметны лёгкость и свет.
Цинкографии служили художнику средством заработка, издатель требовал их еженедельно – независимо от настроения и состояния здоровья автора, поэтому работы неравнозначны. Но одинаково велико их значение как документов времени и бесспорно их художественное достоинство, обобщающее образ природы Крыма.
Кира РОМАНОВА.
Фото автора.