В канун волшебных праздников культурно ориентированным кировчанам настоятельно рекомендую посетить самый уютный бревенчатый домик нашего города в Копанском переулке.
Точнее, дом-музей художника Николая Хохрякова, где в полном объеме сохранился колорит и аутентичная обстановка века 20-го и даже 19-го, где всегда тепло и гостеприимно, где легко и не по обязанности царит дух бескорыстного служения изящным искусствам и памяти наших славных земляков – основателей художественного музея.
Кстати, интерьеры дома, а также коллекция антикварной мебели и посуды, постоянно пополняются дарами земляков, которые не сомневаются в том, что их фамильные ценности будут здесь с благодарностью сохранены и украсят экспозицию. Пушистая новогодняя елка, вроде бы самая обычная, смотрится в главной зале музея совершенно по-домашнему, создавая благородную атмосферу Рождества в духе разночинных домов дореволюционной России – а где еще сохранилось у нас что-то подобное?
Но есть и новостной повод – очередная выставка из запасников Вятского художественного музея, связанная с именем хозяина дома и его друзей по творческому цеху, под названием «Вятское Фонтенбло» . Кто не знает, это такой лес под Парижем, где любили гулять и работать на пленэре знаменитые французские пейзажисты, так называемые «барбизонцы» — стилевые предшественники импрессионизма. Они ценили быстрый этюдный набросок с его живым, подлинным ощущением цвета, света, воздуха и материального мира – выше, чем законченную «придуманную» картину . Ну, и наши вятские последователи этой традиции, начиная с Рылова и Хохрякова, были вполне солидарны с французами и также превыше всего ценили живую натуру. Они находили ее совсем неподалеку и в этюдах обозначали те места вокруг города, где любили работать.
Деревни Субботиха, Черваки, Лянгасы и Халкидоновка, село Красное, Чижи, Раковка, некоторых из них давно нет на карте – к примеру, дер. Скопино (сейчас там завод ОЦМ), — были в 19 веке местами излюбленных пленэров вятских барбизонцев… Наряду с знакомыми именами художников-земляков (Хохряков, Исупов, Репин, братья Деньшины) на выставке с любовью представлены и сравнительно для нас новые , с солидными подборками их этюдных работ – Николай Румянцев, Алексей Юдин.
Родная вятская природа, вроде бы, все та же, что и в картинах наших современников, однако выглядит она как-то неуловимо иначе: та, да не та. Может быть, жанр пейзажа больше соответствовал неторопливому ритму дореволюционной жизни, внимательному вглядыванью в натуру…Недаром методист музея Татьяна Малышева (только в сентябре 2016-го сменившая пост бессменного директора на эту скромную должность) убеждена, что все здешние пейзажисты 20 века как вышли «из Хохрякова», так ни разу и не смогли превзойти его на пути следования правде жизни.