Анатолий Давыдов – заслуженный художник России, живописец, график, мастер портрета, натюрморта и пейзажа. С 1953 года участник ленинградских, зональных, республиканских, все союзных и международных выставок. Работал художником в коллективе «Боевой карандаш», автор многих советских плакатов.
Художник работал в станковой графике, занимался монотипией, работал в технике офорта и литографии. Им было создано много графических портретов выдающихся деятелей искусства и культуры.
Перед нами оплечный портрет в профиль Фёдора Шаляпина. На нём рубашка с воротником-стойкой и галстуком-бабочкой. Работа была написана уже после жизни Фёдора Шаляпина, художник вдохновлялся многочисленными изображениями певца.
Анатолий Давыдов. 1923-2009. Ф.И. Шаляпин. 1983. Бумага, автолитография. Вятский художественный музей
Сергей Тимофеевич Конёнков (1874-1971) – русский и советский скульптор, график, педагог. Академик АХ СССР, народный художник СССР. За его мастерство скульптора называли «русским Роденом». Конёнков вошёл в историю как один из крупнейших скульпторов ХХ века, его считали реформатором русской пластики.
Заметное место в творчестве занимают его шедевры портретного искусства. По инициативе М. Горького скульптором была создана галерея портретов деятелей искусства и науки, среди которых был и Фёдор Шаляпин. Со скульптором они были друзьями.
Перед нами скульптурный портрет Шаляпина из мрамора. Лицо Шаляпина вдохновенно приподнято и повернуто вправо. Четко переданы характерные черты внешности: высокий лоб, пышные волосы. Лицо Фёдора Ивановича запечатлено в пол оборота, точка зрения скульптуры с двух сторон в фас и профиль. Основание бюста имеет очертания, похожие на плечи, грудь, но всё же выполнено более условно, чтобы передать фактуру мрамора
Сергей Коненков. 1874-1971. Портрет Ф.И. Шаляпина.1953. Мрамор. Вятский художественный музей
Поляков Михаил Иванович – советский художник-график, иллюстратор книг, ксилограф. Создал ряд линогравюр, много работал в области детской книги. Автор иллюстраций к произведениям русской и европейской классической литературы – Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Г. Гейне, В. Гюго и других.
Художником было создано много экслибрисов для историков, деятелей искусств, политиков. Он создавал графические портреты своих друзей – выдающихся личностей.
Перед нами изображение Фёдора Шаляпина в костюме Бориса Годунова и Максима Горького. Шаляпин запечатлен после репетиции в своей гримерной комнате. Навестить своего друга зашел писатель Максим Горький, он внимательно слушает Шаляпина. Шаляпин уже снял царский головной убор, положил его рядом на стул, остался в кафтане из тяжелой золотой парчи, расшитый драгоценными камнями.
Оперу М.П. Мусоргского «Борис Годунов» знали и любили во всём мире. Это произведение даровало Фёдору Ивановичу Шаляпину всемирную известность. Он открыл новую эру в отечественном музыкальном театре, это был расцвет его творческой карьеры.
В этой роли Шаляпин выступал в Париже в «Русских сезонах» С.П. Дягилева 1908 года, там он показал всю мощь своего голоса. Эта партия считалась одной из лучших во всем его оперном репертуаре.
Позднее, в 1911 году, в Мариинском театре воспроизвели дягилевскую постановку с Ф. Шаляпиным в главной роли.
Поляков Михаил Иванович. 1903-1978. У Шаляпина после репетиции. 1946. Бумага, ксилография. Вятский художественный музей
Сергей Лобовиков. 1870−1941. Портрет отца Ф.И. Шаляпина. Иван Яковлевич Шаляпин (1838-1901). Фотография. Вятский художественный музей