График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Русская графика


Параллельно с фондом живописи шло комплектование графического отдела, профессиональный уровень кото­рого изначально также был определен Н. Машковцевым, желавшим отвести для данного собрания отдельный зал.

Эта рубрика знакомит с одним из лучших разделов фонда графики – оригинальной графикой, куда входят карандашные рисунки, произведения, выполненные акварелью, смешанной техникой с использованием итальянского или цветного карандаша, сепии, угля, туши, белил. Это наброски, эскизы, законченные самостоятельные композиции разных жанров.

Самыми ранними по времени исполнения являются работы академического направления. К редким для автора гра­фическим листам принадлежит рисунок А. Витберга, выполненный итальянским карандашом во время обучения в Импе­раторской Академии художеств. В нём прочитываются как традиции классицизма XVIII века, так и особенности эстетики романтизма начала нового столетия.

Размышляя над музейной экспозицией, Н. Машковцев считал, что историческое отделение должно начаться с работ А. Витберга, и давал рекомендации к их приобретению. «Первая комната будущего музея должна быть названа его именем, в ней будут собраны работы его и всё, связанное с его личностью. И пусть возвышенное обаяние его произведений будет камертоном нашего дела…».

На сегодняшний день Вятка обладает уникальным творческим наследием академика: от архитектурных проектов знаменитого Храма Христа Спасителя в Москве до прекрасной галереи портретных образов первой половины XIX века, выполненных в манере карандашного тонального рисунка. Представление о романтической натуре А. Витберга и его супруги дают миниатюрные акварельные портреты одного из крупнейших художников в искусстве миниатюрной живописи П. Соколова.

Традиции живописного акварельного портрета с чертами камерности продолжают развиваться в середине XIX века. В музейном собрании данного периода выделяются высоким профессионализмом акварели В. Гау – художника евро­пейского уровня с ярким индивидуальным почерком. Его женские портреты особ высшего света оставляют у зрителя впечатление нежной таинственности, как бы созданной для мимолетных воспоминаний.

В фондах графики середины XIX века находится небольшое частное собрание графических листов, принадлежавших вятскому архитектору, выпускнику Петербургской Академии художеств – И. Чарушину. В них присутствует отпечаток профессионального интереса самого коллекционера. Это работы с городскими пейзажными видами известных русских мастеров А. Боголюбова, Г. Чернецова и Н. Чернецова, а также акварели, связанные с собственно архитектурными проектами в исполнении Л. Резанова, и живописные зарисовки знаменитых памятниковархитектуры, вдохновившие на творчество Р. Гедике. Каждое произведение сохраняет не только индивидуальность внутренней интонации автора, но и колорит запечатленного им интерьерного, природного или архитектурного мотива.

Яркой страницей музейной коллекции в отделе графики является вторая половина XIX века, включающая искусство художников-передвижников 1870-х–1880-х годов. В лирическом пейзаже – настроении А. Саврасова рисунок приобретает характер законченного самостоятельного произведения. Тип «новой женщины», подчеркнуто не светской дамы, запечатлен в карандашных портретах В. Васнецова, И. Репина, В. Сурикова. Оценка личности с точки зрения этических идеалов эпохи прочитывается в портрете И. Крамского. К национальномy образу русской природы обращается художник лесных мотивов И. Шишкин. Глубоко продуманной сценической обработкой сюжета отличаете акварель В. Маковского.

Живой интерес у зрителей вызывает графическое искусство рубежа XIX–XX веков – времени творческих исканий и самоопределений художников. В музейной коллекции среди разнообраз­ных художественных течений наиболее ярко представлено объединение «Мир искусства» работами Александра и Альберта Бенуа, К. Богаевского, М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, Д. Кардовского, Б. Кустодиева, Ф. Малявина, Н. Рериха. Их портреты, пейзажи, ретроспективные композиции отмечены декоративностью, склонностью к символической многозначности, стремлением осмыслить окружающий мир через идеалы прекрасного.

В собрании оригинальной музейной графики 1920-х–1930-х годов наряду с произведениями таких мастеров, как С. Павлов, П. Строев, Ф. Сычковотражающих идеологические принципы Ассоциации художников революционной России, следует выделить графическое собрание художников авангардного направления. Графика «крайне левого» течения поступает в музейную коллекцию разными путями. Значительное количество работ, радикальных по отношению к традиционному искусству, появляется в 1924 году в качестве даров от В. Матюшина, гостившего в то время в Вятке на родине своей жены. Одновременно поступают и графические композиции учеников и соратников К. Малевича, выполненные в духе супрематизма, конструктивизма, футуризма и кубофутуризма. Среди авторов такие художники, как А. Векслер, М. Векслер, Д. Санников, И. Чашник. «Расшифровка этих произведений для масс представляет величайшую трудность, – сообщается в отчете музея, – и поэтому они пока ещё не экспонированы, за исключением некоторых». Коллекция авангарда фор­мируется также из столичных хранилищ, в частности Государственной Третьяковской галереи. Это работы широко из­вестных представителей данного направления, в ряду которых К. Богуславская, Л. Жегин, В. Кандинский, П. Мансуров, В. Чекрыгин, М. Шагал, А. Экстер.

В искусстве музейной графики середины XX века несомненными удачами являются несущие печать яркого индивидуального дарования работы к литературным произведениям талантливых иллюстраторов советской книги Д. Кардовского, К. Рудакова, а также ставшие уже классикой произведения Кукрыниксов.

Собрание графического раздела конца XX века определяется много­образием авторских позиций в поис­ках тематической и стилистической направленности, технического ис­полнения. В этом ключе обращают на себя внимание рисунки, акварели художников 1970-х–1980-х годов. Музейный фонд располагает произведениями ведущих мастеров в искусстве графики данного периода. Среди них Н. Андронов, И. Большакова, А. Васильев, Л. Елфимова-Марфина, С. Кудрявцева, В. Посохов, Д. Скулме, Д. Тутунджан, О. Юнтунен, Р. Яушев.

Вятский художественный музей на портале - «Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации»

 

Соколов П. Ф. (1791−1848). Портрет А. Л. Витберга. Конец 1810-х. Бумага, акварель

Соколов П. Ф. (1791−1848). Портрет А. Л. Витберга. Конец 1810-х. Бумага, акварель

Витберг А. Л. (1787−1855). Портрет девочки А. С. Ильиной, 1834. Бумага на картоне, карандаш итальянский

Витберг А. Л. (1787−1855). Портрет девочки А. С. Ильиной, 1834. Бумага на картоне, карандаш итальянский

Гау В. И. (1816−1895). Женский портрет, 1845. Бумага, акварель, белила

Гау В. И. (1816−1895). Женский портрет, 1845. Бумага, акварель, белила

Саврасов А. К. (1830−1997). Осенний пейзаж с дорогой, 1886. Бумага, карандаш, соус

Саврасов А. К. (1830−1997). Осенний пейзаж с дорогой, 1886. Бумага, карандаш, соус

Навозов В. И. (1862–1919). У водоёма, 1895. Бумага, акварель, белила, лак

Навозов В. И. (1862–1919). У водоёма, 1895. Бумага, акварель, белила, лак

Васнецов В. М. (1848−1926). Рыболов, 1873. Бумага, карандаш

Васнецов В. М. (1848−1926). Рыболов, 1873. Бумага, карандаш

Кандинский В. В. (1866−1944). Эскиз к композиции «Красное с чёрным», 1915. Бумага, акварель, тушь, лак

Кандинский В. В. (1866−1944). Эскиз к композиции «Красное с чёрным», 1915. Бумага, акварель, тушь, лак

Санников Д. Н. (1902–1928). Кубическая композиция, 1921. Бумага, акварель, карандаш

Санников Д. Н. (1902–1928). Кубическая композиция, 1921. Бумага, акварель, карандаш

Гурович Э. (1899–1980). Лампа, 1924. Бумага, карандаш, уголь

Гурович Э. (1899–1980). Лампа, 1924. Бумага, карандаш, уголь

Дейнека А. А. (1899−1970). Стадион в Берлине,1945. Бумага, акварель

Дейнека А. А. (1899−1970). Стадион в Берлине,1945. Бумага, акварель

Посохов В. А. (род. 1945). Вечер. Бумага, карандаш

Посохов В. А. (род. 1945). Вечер. Бумага, карандаш

Юон К. Ф. (1875–1958). Деревенские типы, 1912. Бумага на картоне, акварель

Юон К. Ф. (1875–1958). Деревенские типы, 1912. Бумага на картоне, акварель