• Древнерусское и церковное искусство XVI – начала XX веков
  • Дымковская игрушка
  • Русское искусство XVIII – середины XIX вв.
  • Русское искусство второй половины XIX в.
  • Русское искусство конца XIX – начала XX вв.
Западноевропейская живопись

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ 

Коллекция зарубежного отдела, в отличие от художественных памятников русской культуры, имела свои сложности в плане формирования. «Нам с самого начала приходится ограничить количество тех музеев, – писал Н. Машковцев, – в которые будут внедрены произведения западноевропейского искусства.

Мы предполагаем, что число музеев с западноевропейскими отделами на первое время, по крайней мере, не должно быть более восьми». Планировалось их открытие в городах, которые обладали «потенциальной возможностью художественного развития». В число таковых Н. Машковцев включает и Вятку. Следует заметить, что он одновременно с русской живописью отправлял на свою родину произведения западноевропейских мастеров, часто давая комментарии к их творчеству. По мнению Николая Георгиевича, «превосходна тончайшая вещь маленького Гюбер Робера». Работа представляется ему «очень ценной». Он ведет переговоры о покупке большого портрета Моретто да Брешиа и считает его «одной из самых замечательных вещей, какая только есть в России этого мастера». В Москве Н. Машковцев приобретает для музея картину Алессандро Маньяско.

В отчете музея начала 1920-х годов сообщалось, что картинная галерея обладала хотя и небольшим по количеству живописным собранием старых иностранных мастеров, но очень значительным по своей внутренней ценности. Определённые школы были представлены иногда единичными образцами, но строгими и типичными и, можно сказать, очень редкими для провинциального музея.

На сегодняшний день хронологические рамки коллекции охватывают период с эпохи Возрождения по начало XX века, включая произведения итальянских, голландских, фламандских художников, живописцев Франции, Австрии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Польши.

Западноевропейский отдел обладает поистине ценными картинами крупнейших представителей итальянской школы живописи XVI – XVII веков. В этом ряду Моретто да Брешиа – один из выдающихся мастеров ренессансного портрета, а также Алессандро Маньяско, творчество которого раскрывается в типичной для него сюжетной композиции, показывающей своеобразие монашеского быта доминиканцев.

Безусловный интерес представляют произведения голландских и фламанд­ских живописцев XVII века. Среди них пейзажи, сцены из обыденной жизни, портреты, роскошные натюрморты таких известных мастеров, как Франц Пост, Хендрик Моммерс, Иоханнес ван дер Шток, Ян Фейт, Гаспар Питер Вербрюгген Младший.

Коллекция живописи французской школы включает в себя полотна художников XVII – начала XX века с ярко выраженной стилистикой и тематикой того времени. Неповторимостью авторской индивидуальности отмечен архитектурный пейзаж с мотивом древних руин Гюбера Робера, покоряет зрителя виртуозностью живописного мастерства портрет с элементами парадности знаменитого художника рубежа XVII – XVIII веков Никола де Ларжильера. Именами, крайне редко встречающимися в провинциальных музеях, представлено направление французского импрессионизма в лице Шарля Котте, Георга Д’Эспанья, Жана Франсуа Рафаэлли.

Музею принадлежит уникальное собрание произведений немецкой школы живописи XVIII – начала XX века. В данном ряду следует назвать пейзажиста и жанриста из Мангейма Филиппа Иеронимуса Бринкмана, известного мастера анималистки и пейзажного жанра Вильгельма Фридриха Хирта, дюссельдорфского пейзажиста Освальда Ахенбаха, талантливого портретиста Франца Дефреггера.

Свою нишу заняли в музейной коллекции живописные картины авторов, с творчеством которых можно ознакомиться не в каждом музее российской провинции. Среди них швейцарский художник Феликс Валлотон, бельгиец Филипп Якоб ван Брее, чешский живописец Иоганнес Якоб Хартман, австрийские художники Якоб ван Шуппен и Франц де Паула Ферг.

Вятский художественный музей

на портале «Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации»