• Древнерусское и церковное искусство XVI – начала XX веков
  • Дымковская игрушка
  • Русское искусство XVIII – середины XIX вв.
  • Русское искусство второй половины XIX в.
  • Русское искусство конца XIX – начала XX вв.
Русская живопись

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ 

Ещё в 1917 году местный художник А. Деньшин писал, что музей существует и развивается «благодаря неусыпным попечениям деятельнейшего члена Художественного кружка Н. Машковцева (теперь помощника хранителя Третьяковской галереи в Москве), Музей… обещает для Вятки стать такой же жемчужиной, как Третьяковская галерея для Москвы. Уже в настоящем собрании вятский музей может дать определенное представление о русской живописи последних десятилетий».

Понимая, что нельзя требовать пол­ноты истории искусств в провинциальных музеях, Н. Машковцев стремится в художественном музее Вятки создать «возможно ясное представление хотя бы о главных периодах русского искусства». Эту идею ему особенно удается осуществить на примере коллекции русской живописи. Достойными произведениями формируется собрание академического искусства конца XVIII – начала XIX века. В данном ряду выделяются работы мастеров, имеющих непосредственное отношение к Императорской Академии художеств.

В 1924 году Н. Машковцев с сожалением сообщает в письме Н. Хохрякову, что в галерее музея нет представителей академического направления. В течение 1920-х годов этот пробел восполняется произведениями исторического, пейзажного, портретного жанра как неизвестных авторов, так и выдающихся ака­демиков русской живописи: П. Басина, К. Брюллова, М. Воробьева, Ф. Матвеева, П. Шамшина, С. Щедрина, С. Щукина, В. Шебуева. Работу последнего «Поклонение пастырей» Николай Георгиевич характеризует как очень «красивую по колориту и композиции» живопись.

Н. Машковцеву удается собрать прекрасную портретную галерею ведущих мастеров первой половины XIX века. Он гордится приобретением портрета кисти В. Боровиковского, отмечает «ценность этюда девушки А. Венецианова». Ему особенно хочется иметь для музея работу «великолепного тропининского «Гитариста», чтобы дать достаточно исчерпывающее представление об этом замечательном мастере.

Линия реалистического направления, уже наметившаяся в творчестве названных выше художников, в дальнейшем будет развиваться в рамках демократических тенденций. Социальные про­блемы человека и окружающего мира становятся в центре внимания живописцев середины –  второй половины XIX века. Сформированное Н. Машковцевым живописное собрание данного периода основывается на произведениях художников-бытописателей, имеющих хрестоматийные имена: В. Перова, Н. Неврева, П. Соколова. Их идеи получают дальнейшее развитие в творчестве художников-передвижников. Музей обладает прекрасной коллекцией мастеров этого объединения в лице В. Васнецова, В. Маковского. И. Репина, В. Сурикова, И. Шишкина, Н. Ярошенко.

Самой яркой страницей живописного отдела можно назвать искусство рубежа XIX – XX столетий. Первоклассными произведениями представлено объединение «Союза русских художников», своеобразие которого Н. Машковцев стремится раскрыть на примере пейзажного жанра таких авторов, как А. Архипов, А. Васнецов, К. Коровин, В. Серов. Учи­тывая особенности порубежной эпохи, связанные с поисками новых основ культуры, он отбирает для Вятки работы художников, зарекомендовавших себя в разных творческих объединениях: «Бубновый валет», «Мир искусства», «Голубая роза». Среди них такие индивидуальности, как А. Бенуа, Н. Гончарова, В. Борисов-Мусатов, П. Кончаловский, Б. Кустодиев, М. Ларионов, И. Машков, С. Судейкин. В этом ряду следует назвать и живопись «ретроспективных мечтателей» – К. Богаевского, П. Кузнецова, Н. Рериха.

Так, благодаря Н. Машковцеву музей за короткий срок приобретает прекрасное собрание художественных произведений, которые позволяют раскрыть самые важные вехи в истории развития отечественной живописи конца XVIII –  начала XX века. В последующие годы этот период будет пополняться единичными работами.

Своим путем формируется живописная коллекция новейших художественных течений начала XX столетия. Еще в 1920-е годы в отчете музея Н. Хохряков сообщает, что было бы очень желательно иметь образцы позднейших на­правлений в живописи, как, например, кубистическое, суприматическое, конструктивистское и другие. Композиции подобного характера появляются в музее, только в 1920-х и 1960-х годах, значительно дополняя сформированное ранее графическое собрание русского авангарда. Они включают в себя работы ведущих мастеров авангардного направления: И. Клюна, И. Кудряшова, А. Родченко, В. Степановой, Н. Удальцовой, И. Чашника. Язык новой живописи, осмысление новых тем, связанных с понятием времени, движения, пространства, – характерные особенности их творчества.

В отделе русской живописи следует выделить монографические коллекции местных художников, которые фор­мировали традиции изобразительного искусства Вятского края. Наиболее из­вестные среди них: поэт лирического пейзажа Н. Хохряков –  любимый ученик И. Шишкина; «маэстро живописи» А. Исупов, произведения которого находятся как в России, так и в итальянских городах –  Риме, Неаполе, Милане; М. Демидов – мастер портретной живописи в стиле новых течений начала XX века.

Музей может гордиться живописным собранием не только первой половины, но и всего XX столетия. Большое впе­чатление производят произведения то­талитарного искусства сталинской эпохи в лице таких представителей объединения АХРРа, как Т. Гапоненко, П. Котов, С. Луппов, П. Строев. Совершенно другой взгляд на человека, понимание мира и себя в нем раскрывается в поэтических пейзажах Б. Яковлева, А. Грицая, В. Стожарова – они современники уже другой эпохи.

К классике советского искусства относятся лаконичные композиции «сурового стиля» в живописных произведениях Г. Нисского, П. Оссовского. Конец прошлого столетия представлен работами художников, стремительно вошедших в мир живописи философскими «картинами-размышлениями». Среди них И. Лубенников, В. Попков, Ю. Ракша, Т. Федорова, В. Харлов.

Вятский художественный музей на портале

«Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации»