• Древнерусское и церковное искусство XVI – начала XX веков
  • Дымковская игрушка
  • Русское искусство XVIII – середины XIX вв.
  • Русское искусство второй половины XIX в.
  • Русское искусство конца XIX – начала XX вв.
Выставка «В стране березового ситца…»

Правительство Кировской области

Министерством по охране окружающей среды Кировской области

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Выставка «В стране березового ситца…», посвящённая Году  экологии в России

22 февраля – 30 апреля

 

Концепция выставки «В стране березового ситца…» – художественными средствами привлечь внимание к прекрасному миру природы и вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности Кировской области.

Выставка «В стране березового ситца…» посвящена одному из главных символов русской земли, воспетому и в русском фольклоре, и в классическом искусстве. Экспозиция выставки представляет художественный образ русской белоствольной красавицы в произведениях живописи, графики, скульптуры из собрания Вятского художественного музея. В экспозицию также вошли изделия народного и декоративного искусства из капа и бересты, выполненные искусными мастерами Вятской земли.

Образ берёзы, столь привычный для русского человека, имеет множество значений. Изначально в народной культуре берёза была символом плодородия и здоровья. На Руси её называли «деревом счастья», ассоциируя с девичьей нежностью и красотой. В многочисленных народных песнях, особенно свадебных, русская девица сравнивается именно с берёзкой.

В живописных произведениях и графических листах художники передают утонченный образ лесной красавицы. С хрупким деревцем сравнивает свою юную героиню М.В. Нестеров в живописном этюде «Девушка». Стройную женскую фигуру на фоне природы изображает неизвестный художник XIX века в произведении «В березовой роще». Задумчивый и таинственный женский образ создает в своей работе П.С. Вершигоров.

С давних лет берёза считается символом России. Это нашло отражение в русской пейзажной живописи, где именно берёза, берёзовая роща служат олицетворением родной земли. Художники создают образ белоствольной красавицы в разное время года. В произведениях А.М. Грицая «Первая зелень. Стадо», В.И. Вострикова «Весенний звон», Н.Н. Пименова «Майскими вечерами» чувствуется приближение весны, появление первой зелени и звучание капели. А.А. Рылов пишет березовый лес, в тени которого легко дышится жарким летом и веет теплым ветерком. Золотистые кроны деревьев пронизаны дыханием осени в живописи Б.Ф. Домашникова «Осенние березы», В.И. Хамкова «Октябрь», Г.Р. Френца «Северные просторы», А.И. Деньшина «Осень». Звонкий зимний пейзаж И.Э. Грабаря «Иней» переносит зрителя в солнечный, морозный денек. В произведениях на военную тему художников С. Н. Мезенцева «Березовый сок», А.П. и С.П. Ткачевых «В партизанском крае», С.А. Вшивцева «Апрельский день» берёзы стали символом стойкости русских людей перед лицом угрозы.

В русских православных традициях берёзе уделяется особое значение. Ветвями именно этого дерева украшают церкви и жилища на Троицу. В художественных произведениях берёза часто символизирует чистоту человеческой души, мыслей. В произведениях А.В. Пестова «Лальск», С.А. Емельянова «Древние храмы г. Вятки», Н.Р. Елекоевой «Церковь села Рябово» берёза неразрывно связана с изображениями православных храмов Вятской земли.

Простая и трогательная красота берёзы радует глаз. Стройное, светлое дерево, дающее ажурную тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России.

В славянских поверьях дерево и изделия из него считались оберегом от нечистой силы. Веет душевной теплотой от произведений мастеров, выполненных из бересты и капа-корня. Каждый мастер слова ли, красок ли, звуков ли обращается к берёзе, как к чуду.