• Древнерусское и церковное искусство XVI – начала XX веков
  • Дымковская игрушка
  • Русское искусство XVIII – середины XIX вв.
  • Русское искусство второй половины XIX в.
  • Русское искусство конца XIX – начала XX вв.
Выставка «1000 и одно кимоно»

Министерство культуры Кировской области

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Выставка «1000 и одно кимоно»

 

Место проведения: Выставочный зал, ул. К.Либкнехта, 71

Сроки работы выставки – с 4 мая по 9 июля 2017 г.

Пресс-показ выставки –  4 мая в 15.00

 

Сегодня коллекция «Тысяча и одно кимоно» является, вероятно, самым большим и, несомненно, – самым выставляемым частным собранием японских кимоно в России и СНГ. Более двухсот кимоно XVIII–XXI веков, живописные свитки XVIII–XXI веков, гравюры – преимущественно XIX века, дамские украшения, веера, ритуальные куклы и другие предметы – это собрание отражает самые разные культурные слои японского общества – от военной аристократии до рядовых горожан.

Посетители увидят подлинные раритеты: свадебную мантию XVIII века со сложной и богатой судьбой, два живописных свитка школы Кано, нач. XVIII и нач. XIX века, свадебную мантию самурайской княжны клана Андо конца XIX века, кимоно гейши для праздника Хассаку, кимоно актера кабуки, кимоно с юмористическим изображением Семи богов счастья, детские кимоно времен Второй мировой войны, современные кимоно, полностью вытканные вручную и являющиеся произведениями искусства.

Причина популярности и коммерческого успеха выставок этой коллекции заключается в принципиальном просветительском подходе к созданию экспозиции. В отличие от других коллекций кимоно, ориентированных на эстетические достоинства или антикварную ценность предметов, данное собрание рассматривает любое кимоно как знак эпохи, и ценность экспоната определяется насыщенностью информации, с ним связанной.

История кимоно, его владельца, его семьи, отголоски целой эпохи можно прочитать по узорам и крою. Александра Баркова рассказывает, что, например, кимоно гейши (сухохики) отличается от одеяний женщин других профессий. И отнюдь не роскошью ткани или декора, а наличием длинного шлейфа. Идя по улице, они подхватывают свой длинный «хвост» руками, заворачивая его налево. Это говорит об их скромности, потому что кимоно запахиваются на правую сторону, соответственно, украшается чаще всего левая сторона. Заворачивая шлейф налево, гейша скрывает вышивку или роспись ручной работы, которые как раз и выдают богатство.

Собирать японские наряды Александра Баркова (профессор, заведующая кафедрой культурологии Института истории культур (Москва) начала весной 2008 года, и уже в сентябре того же года коллекция привлекла к себе внимание на масштабном фестивале «Япония. Пути Совершенства» в Третьяковской галерее. Несмотря на то, что в экспозиции демонстрировалось всего девять кимоно, они настолько разнообразно и репрезентативно отражали японскую культуру с конца XIX до XXI века, что молодая коллекция была приглашена для участия в проекте «Самураи. Art of War».

Режим работы: среда, пятница, суббота, воскресенье с 10 до 18.00; четверг с 11.00 до 19.00 Выходные дни: понедельник, вторник.

Тел. специалистов: 644743 и 640229