• Древнерусское и церковное искусство XVI – начала XX веков
  • Дымковская игрушка
  • Русское искусство XVIII – середины XIX вв.
  • Русское искусство второй половины XIX в.
  • Русское искусство конца XIX – начала XX вв.
Выставка одной картины

К 70-летию со дня рождения

НИКОЛАЙ КУЗЬМИЧ ЕНДАЛЬЦЕВ

Освящение колокольни. 1993

ендальцев

 

       Художник-живописец, член Союза художников России (1993), Николай Кузьмич Ендальцев родился  22 января 1948 года в с. Ошеть Марийской АССР (бывший Уржумский уезд Вятской губернии).

       Профессиональное образование получил в художественных училищах в Пензе и Йошкар-Оле (1970 – 1975). С 1975 по 1986 жил в Йошкар-Оле, преподавал в художественном училище и работал художником на предприятиях города. С 1987 живёт в городе Кирове.

       С 1979 Николай Ендальцев  участник областных, зональных, всероссийских выставок. С успехом прошло шесть персональных выставок в Кирове (1992, 1993, 1994, 1999, 2006, 2015) и выставка в Центральном Доме художников в Москве (1993). В составе 30 известных российских художников (А.В. Васнецова, М. Бирштейна, Т. Назаренко и др.) Николай Ендальцев участвовал в выставке «Русское искусство 1960-90х гг.» в Гамбурге (Германия).

     Произведения Николая Кузьмича находятся в собраниях Дирекции Союза художников России, Государственной Третьяковской галереи, Республиканского музея изобразительных искусств Республики Марий Эл, Вятского художественного музея имени А.М. и В.М. Васнецовых, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

     Художник работает в жанрах портрета, пейзажа, но предпочитает многофигурные композиции, в которых он по-своему показывает современную эпоху. В массовых сценах у автора есть возможность выразить как психологию толпы, так и индивидуальность отдельно взятой личности.

     Н.К. Ендальцева волнуют темы бездуховности современного общества и разгульного пустого времяпрепровождения. Эти мысли прочитываются в таких его произведениях как «Центральный рынок» (1989), «Ярмарка» (1990), «Танцы на Хлебной площади» (1992), «Зимний праздник» (1991), «Рождественские катания в Вятке» (2000-2006). Художник изображает события, происходящие на улицах города Кирова. Его любимая форма изобразительного языка – гротеск. Люди в картинах реальные, узнаваемые, но редко красивые, часто на их лицах гнев и злость. Ендальцев предлагает зрителям посмотреть на себя со стороны. Мы порой сами не замечаем своей грубости, циничности, вульгарности. Автор то с иронией и сарказмом, то с юмором изображает героев картин в абсурдных ситуациях, показывая странности в их поведении, человеческие пороки и добродетели.

     У художника есть произведения и на религиозную тематику: «Голгофа» (1993), «Освящение колокольни» (1993), «Крестный ход на реку Великую в Вятке» (2000 – 2005).

    В представленном на «Выставке одной картины» полотне Н. Ендальцева «Освящение колокольни» сюжет передан с добрым юмором, в фантастическом ключе. Двор Трифонова монастыря. Справа стена Успенского собора, слева колокольня-времянка. Место святое, и чудеса здесь случаются: священник с кропилом в руке подлетает к колокольне. Лишь один прохожий у собора смотрит на парящего священника, а прочие заняты своими обыденными делами, не замечая чуда. Двое покупают свечи у окошка лавки. Второй священник кропит старушек святой водой. Справа – рыбак с удочкой, заглянувший в монастырь по дороге на рыбалку. Не забыл художник изобразить и себя в левом углу картины, с собакой.

    При всей конкретности места и времени произведения Николая Ендальцева носят характер обобщённости и типичности происходящих в нашем обществе процессов. В его полотнах всегда есть скрытый смысл. И чтобы разгадать его, от зрителя требуется немалое душевное напряжение и активная работа мысли.