• Древнерусское и церковное искусство XVI – начала XX веков
  • Дымковская игрушка
  • Русское искусство XVIII – середины XIX вв.
  • Русское искусство второй половины XIX в.
  • Русское искусство конца XIX – начала XX вв.
Страницы истории

Страницы истории

От истоков до 1918 года.

Музей в 1918-1930-е годы.

Музей в годы Великой Отечественной войны.

Музей в 1950-2000-е годы

 

От истоков до 1918 года.

В начале ХХ века в г.Вятке жило немало интересных художников, которые считали своей главной задачей развитие изобразительного искусства в родном крае, поднятие культурного уровня его жителей.

С этой целью, начиная с 1901 г., они стали проводить в городе периодические художественные выставки, участниками которых были не только местные авторы, но и известные столичные мастера искусства, в их числе А. Е. Архипов, В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. А. Рылов, многие другие.  Выставки проходили с успехом, работа по их устройству становилась весомой, появилась потребность в более тесном сплочении художников. Поэтому 22 февраля 1909 г. был создан Вятский художественный кружок, который стал первым творческим объединением местных деятелей искусства, своеобразным культурным центром  Вятки. Его членами являлись представители творческой интеллигенции, духовенства, торгово-промышленного мира, проживавшие в самых разных городах: Вятке, Слободском, Нолинске, Москве, Казани, Уфе, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Вологде, Чите, Париже. Список кружковцев  к 31 декабря 1910 г. состоял из 96 человек.

 

 

Учредителями кружка были художники Н.Н. Хохряков, Н.Н. Румянцев, А. И. Столбов, И.Ф. Федоров, П.С. Кушелев, Л.Н. Яцын, Ф.А. Смирнов; фотограф С. А. Лобовиков; журналист Ф.П. Кунилов.

Первым председателем его Правления стал С. А. Лобовиков, казначеем – Арк. М. Васнецов, секретарем – А. П. Вершинин.

В Уставе Вятского художественного кружка были четко  определены стоящие перед ним цели: устройство периодических художественных выставок в Вятке и других городах; образование общедоступной рисовальной школы и художественно-кустарного базара; сближение любителей между собой и профессиональными художниками и т.д. Не всё из намеченного удалось осуществить, но свою главную задачу члены кружка успешно претворили в жизнь. Это создание  Вятского художественно-исторического музея.

Мысль о создании в Вятке музея возникла у местных художников еще в самом конце ХIХ века. Но её претворение в жизнь произошло значительно позднее.  Лишь 28 августа 1909 г. на заседании Правления кружка  его казначей Арк. М. Васнецов сообщил о желании своих именитых братьев, художников  В.М. и А.М. Васнецовых устроить в Вятке картинную галерею  и передать ей свои произведения, а также оказать содействие в приобретении работ других мастеров искусства. После длительного обсуждения характера будущего музея остановились на предложении А.М. Васнецова создать художественно-исторический музей. Началась сложнейшая организационная работа, вся тяжесть которой легла на плечи членов кружка, в первую очередь А.М. Васнецова и С.А. Лобовикова.

 

 

А.М. Васнецов, его современники и единомышленники, прежде всего члены объединения «Союз русских художников», принесли в дар создаваемому музею свои произведения, показанные на первой выставке кружка в 1910 году. Кроме того, А. М. Васнецову удалось заинтересовать идеей создания  в Вятке музея М. К. Морозову, вдову известного московского коллекционера. Она пожертвовала музею 12 работ выдающихся представителей национальной школы живописи, за что её нередко стали называть «главной дарительницей».  Посредством благотворительной деятельности было собрано 38  произведений таких блистательных мастеров, как В.М. и А.М. Васнецовы, С.А. Виноградов, С.В. Иванов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, многие другие, которые и составили первоначальную коллекцию музея.

Если А. М. Васнецов проводил активную работу по созданию музея в среде московской интеллигенции, то в Вятке руководящая  роль в этом деле принадлежала фотохудожнику с мировым именем С. А. Лобовикову, который устанавливал личные контакты с мастерами искусства и меценатами, предоставил свой дом для временного хранения произведений, предназначенных для музея,  приискивал помещение для него, добился у городских властей пособия для его открытия.

 

 

Так, благодаря многогранной деятельности членов кружка, 5(18) декабря 1910 г. состоялось торжественное открытие Вятского художественно-исторического музея, который стал первым музеем подобного плана на всём севере и северо-востоке России. Разместился он в помещении бывшего книжного склада на улице Владимирской, временно предоставленном ему Губернской земской управой.

 

 

Под экспозицию музей получил всего лишь одну комнату, но и этого, более чем скромного помещения, он вскоре лишился. Выполняя предписание управы освободить занимаемую площадь, музей вынужден был в 1912 году перебраться в частный дом купца Клобукова на углу улиц Спасской и Спенчинской, где и находился по 1918 г.

Положение осложнилось. Поскольку музей  принадлежал общественной организации – кружку – у него не было финансирования извне. Нужно было платить за помещение, сторожу, за дрова, оплачивать счета. А где взять средства? Ассигнования Губернского земского собрания и пожертвования частных лиц были скудны, взносы членов кружка мизерны. Проводимые кружком выставки картин  и платные художественные вечера практически не приносили доходов. Музей был на грани катастрофы, не раз стоял вопрос о его возможном закрытии. К счастью, этого не произошло. Несмотря на тяжесть положения, благодаря энтузиазму и материальной поддержке членов кружка, музей выстоял в эти трудные годы.

Назад

 

Музей в 1918-1930-е годы.

В 1918 г. положение изменилось к лучшему. К тому времени музей художественного кружка стал самостоятельным учреждением, подведомственным Наркомпросу. Находясь на госбюджете, он получил средства на содержание штата сотрудников, закупку произведений искусства, приобретение оборудования. Ему предоставили старинный особняк в центре города. Изменилось и название. Теперь это был Губернский музей искусства и старины.

Снова началось комплектование его коллекции. Из различных местных источников в музей поступали отдельные живописные полотна, скульптура, предметы прикладного искусства, мебель, книги. Были серьёзные поступления и из Москвы – 28  произведений живописи ведущих мастеров искусства рубежа ХIХ-ХХ веков (К. С. Петрова-Водкина, М. С. Сарьяна, П. П. Кончаловского, многих других  авторов).

Казалось бы, жизнь начала налаживаться. Но вскоре грозные события нарушили её мирный ритм.

Шла Гражданская война. В первой половине апреля 1919 г. в связи с приближением к Вятке войск Колчака началась эвакуация различных учреждений. Не избежал этой участи и музей. По распоряжению Губернского отдела народного образования экспозицию закрыли, прибывшие из отдела сотрудники сами сняли картины с подрамников, упаковали их в наспех сколоченные из сырых досок ящики, «подготовив» таким образом музейное имущество к отправке  в Вологду.

Но вскоре из Москвы пришли две срочные телеграммы от Н.И. Троцкой, возглавлявшей Всероссийскую коллегию по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. В них содержалось требование приостановить эвакуацию музеев, библиотек и прочих художественных учреждений, что и было сделано.  К  тому же Колчак так и не дошёл до Вятки.

Поэтому некоторое время спустя вещи вынимались из ящиков, отдельные живописные полотна, слегка пострадавшие в результате непрофессиональной упаковки, реставрировались Н.Н. Хохряковым. После проведенного в музее ремонта экспозиция была восстановлена и его залы открылись для посетителей.

Однако наступившее спокойствие оказалось недолгим. Уже осенью 1919 г. в Вятской губернии  разразилась эпидемия сыпного тифа.  Многие учреждения закрывались и отдавались под госпитали. То же самое произошло и с музеем. Снова пришлось срочно снимать экспозицию, упаковывать вещи и переправлять их в предоставленный под коллекцию северный корпус здания Присутственных мест на берегу реки Вятки.

С течением времени эпидемия пошла на убыль. Летом 1920 г. началось сокращение госпиталей. Музею возвратили его прежнее помещение. И в октябре этого года после вновь проведенного ремонта его залы, как и раньше, стали принимать любителей искусства.

 

 

 Уже в то время музейная экспозиция была весомой и интересной. Не случайно известный русский художник И.Э. Грабарь, посетивший Вятку в октябре 1920 г., писал: «Вчерашний и сегодняшний день я провел в Вятке, где несколько часов пробыл в музее, оставившем на меня самое отрадное впечатление, скажу больше, – такого организованного и культурно устроенного собрания картин и скульптур мне ещё не доводилось видеть ни в одном из музеев России, кроме Петербурга и Москвы».

1920-е годы были поистине счастливым временем для музея. В этот период шло усиленное комплектование его коллекции. Здесь огромную роль сыграл наш земляк – учёный, музейный работник, художник, теоретик искусства, педагог Николай Георгиевич Машковцев. Будучи членом Вятского художественного кружка с момента его основания, а с 1913 г. – членом его Правления, он уже в первые годы существования музея оказывал ему разного рода помощь, прежде всего в приобретении новых экспонатов. А в 1920-е годы Н.Г. Машковцев занялся целенаправленным комплектованием его коллекции, стремясь к тому, чтобы она могла дать отчётливое представление об основных этапах развития  национальной культуры.

Будучи членом Всероссийской коллегии по делам музеев при Наркомпросе, занимаясь организацией музейного дела в провинциальных городах страны, он не обходил вниманием сокровищницу искусства родной Вятки. Благодаря Н. Г. Машковцеву из самых разных столичных и местных источников, но прежде всего из Государственного музейного фонда, в музей поступали полотна выдающихся русских мастеров В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, М. В. Нестерова, многих других авторов. Коллекция пополнялась также гравюрами, рисунками, скульптурами, изделиями из фарфора, стекла, кости, набойками. Поступали в музей и произведения мастеров различных национальных художественных школ Западной Европы.

Так именно в 1920-е годы было скомплектовано основное ядро музейного собрания, его «золотой фонд».

 

 

Говоря о первых десятилетиях жизни музея, нельзя не вспомнить двух замечательных вятских художников, двух Николаев Николаевичей – Хохрякова и Румянцева, которые не только стояли у истоков музея, но и руководили им в послереволюционный период.

Н. Н. Хохряков с 1918 по 1928 гг. был заведующим картинной галереей, а Н. Н. Румянцев с 1919 по 1934 гг. заведовал музеем, хотя его должность в различные периоды времени именовалась по-разному – старший хранитель, заведующий художественным отделом, директор.

У каждого из них были, конечно же, свои конкретные обязанности, но в целом они имели самое непосредственное отношение ко всему, что происходило в их любимом «детище»:  занимались административной работой, комплектовали коллекцию, атрибутировали многие из поступающих экспонатов, каталогизировали их, открывали выставки, составляли  экспозиции, читали лекции по искусству, вели отчётность…

Для этих удивительных людей не было случайной и незначительной работы. Всё происходящее в стенах музея они считали важным, достойным самого пристального внимания.

 

 

1930-е годы, когда все сферы общественной жизни были политизированы, не назовёшь лёгкими в музейной судьбе. «Сверху» шли постоянные директивы относительно того, как выстраивать марксистско-ленинскую экспозицию, какие выставки готовить к революционным праздникам, на приобретение каких работ обращать особое внимание.

В частности, рекомендовалось закупать такие произведения, где бы трактовались темы нового быта, индустриализации, колхозного строительства, героического прошлого страны. Игнорировать эти рекомендации музей не мог – время обязывало.

Поэтому в 1932-1934 гг. создавалась новая экспозиция по варианту, разработанному Государственной Третьяковской  галереей, который, естественно, был переработан применительно к местным условиям. В этой работе учитывались рекомендации Первого Всероссийского музейного съезда строить экспозицию на основе марксистско-ленинского понимания истории развития искусства.

С 1933 г. началось комплектование отдела советского искусства. И здесь приходилось учитывать рекомендации свыше. Коллекция постепенно пополнялась работами известных современных авторов (И. А. Владимирова, М. Б. Грекова, Е. М. Чепцова, П. И. Котова, А. А. Рылова).  Приобретались и произведения местных художников, мастериц дымковской игрушки. Расширялись также другие разделы собрания (гравюрный кабинет, отдел зарубежного искусства…)

В указанное десятилетие музей вёл активную выставочную деятельность. Выставки были  разными по своему  составу – иногда они состояли  целиком из подлинных работ, нередко их строили из репродукционного материала, были и комплексные экспозиции. Часто подобные смотры приурочивались  к революционным праздникам, знаменательным  событиям в жизни страны. К наиболее значительным экспозициям издавались каталоги.

 

С целью популяризации искусства среди широких народных масс выставки открывались также в рабочих клубах, на отдельных предприятиях города, в районах области.  Нередко они сопровождались докладами, чтением лекций.

В целом, несмотря на вполне объяснимую скованность инициативы сотрудников и на частую смену руководства (5 директоров за десятилетие), музей развивался: расширялись формы его работы, пополнялись фонды, возрастал приток посетителей в залы.

Назад

 

Музей в годы Великой Отечественной войны.

Сложным периодом в жизни музея были годы Великой Отечественной войны. Возглавлял его в ту пору скульптор, председатель Правления Кировского отделения Союза художников РСФСР Михаил Михайлович Кошкин (с 1940 по 1947 гг. – директор музея).

 

 

 Как и в годы  Гражданской войны, музей закрыли, поскольку в 1941-1943 гг.  в его залах был развёрнут госпиталь. Музейную коллекцию пришлось свернуть  на консервацию и разместить в мало пригодном для хранения помещении, что негативно сказалось на сохранности произведений. Штат сотрудников был сокращён до 2-х единиц – хранителя и уборщицы. И всё-таки, несмотря на сложность обстановки, уже в 1943 г. М. М. Кошкин начал комплектовать новые штаты. Он поставил перед сотрудниками две важные задачи: 1) довести хранение экспонатов до такого состояния, чтобы исключить их порчу и потерю; 2)  провести инвентаризацию коллекции. Инвентаризация продвигалась медленно в связи с откровенной нехваткой квалифицированных кадров. А работа была весьма трудоёмкой – требовалось проверить наличие в музее 8 тысяч экспонатов. Но её  удалось завершить к началу 1944 г. Следующим этапом должно  было стать долгожданное открытие музея. Вопрос об этом ставился неоднократно, но Исполком  областного совета отклонял его, мотивируя свой отказ тем, что нет помещения для  средней мужской школы №2, которая в то время размещалась в музейном здании. И только в июле 1945 г. было принято решение возвратить музею прежнее помещение, а 5 ноября этого же года состоялось его открытие для публики.

Началось восстановление и дальнейшее развитие привычных форм музейной деятельности: экспозиционно-выставочной, экскурсионной, лекционной, политико-просветительской.

Назад

 

Музей в 1950-2000- е годы

Значительный шаг вперед музей сделал в 1950-е годы, когда его возглавила Клавдия Павловна Анисова (1954-1960). Не было такой области музейной деятельности, в которой бы она не принимала самого активного участия. Это и традиционная работа (экскурсионная, лекционная, выставочная, просветительская), и та сфера деятельности, в которой Анисова  сказала новое слово. Так, например, она подняла на качественно более высокую ступень научно-исследовательскую работу. Занимаясь изучением искусства местного края, творчества художников-земляков, Клавдия Павловна подготовила ряд значительных изданий. Это прежде всего каталог к выставке произведений художников Кировской области 1957 г., содержащий исторически значимые сведения о художественной жизни Вятки с начала ХХ века, перечень выставок с участием местных художников за 40 лет (1917-1957), биографические данные авторов.., а также первая в истории музея монография «Сергей Александрович Вшивцев», вышедшая в свет в 1958 г. в Москве в издательстве «Советский художник». Особое внимание директор музея уделяла собирательской деятельности, в первую очередь целенаправленно комплектуя отдел советского искусства произведениями современных художников, которые по большей части поступали из Министерств культуры СССР и РСФСР. Параллельно она пополняла фонды и работами современных кировских авторов, приобретая их с областных и персональных смотров, из мастерских. Были и другие источники пополнения собрания: Управление культуры Кировского облисполкома, Кировская организация Союза художников РСФСР, районные краеведческие музеи…

Будучи первым директором музея с искусствоведческим образованием, К. П. Анисова заботилась о профессиональном росте своих молодых коллег, помогая и им получить специальное образование. Одна из них – Генриэтта Георгиевна Киселёва, проработавшая в музее полвека (впоследствии заслуженный работник культуры РСФСР). Занимаясь разными областями музейной деятельности, она, подобно своей наставнице, особое внимание уделяла пополнению коллекции, скомплектовав в ней такие значительные разделы, как древнерусское искусство и дымковская игрушка.

В целом при К. П. Анисовой, ставившей профессионализм «во главу угла» в любой работе, музей стал серьёзным научно-просветительским учреждением, одним из лучших периферийных музеев России.

 

 

 

 Достижения 1950-х годов были продолжены в последующие десятилетия, когда по-прежнему большое внимание уделялось пополнению музейных фондов, их изучению и пропаганде. Источники поступлений новых экспонатов были, в основном, те же, что и раньше. Наиболее значительным из них явилось поступление 1969 г., когда МК СССР передало в музей около 300 живописных и графических работ талантливого художника-земляка А. В. Исупова, прожившего большую часть жизни в Италии (1926-1957 гг.). Два года спустя в музейных залах состоялась первая в СССР выставка произведений Исупова, открывшая для российского зрителя творчество интереснейшего мастера с мировым именем.

В 1960-1970-е годы выставочная деятельность коллектива была интенсивной и разнообразной. Помимо выставок из коллекции музея, открывались многочисленные выставки произведений кировских авторов. Одни из них было обзорные, подготовленные к крупным политическим или революционным событиям в жизни страны. Другие представляли собой персональные смотры. Были и тематические экспозиции.

Немало в указанный период открывалось привозных выставок. Среди них выставка западноевропейского искусства (XV-XIX вв.) из коллекции Государственного Эрмитажа (1964 г.) и впервые развернутая в музейных залах зональная выставка «Советский Север», посвященная 50-летию советской власти (1967г.).

Большим подспорьем в выставочной деятельности музея стал предоставленный ему в 1963 г. выставочный зал (ул. К.Либкнехта, 71), где начали размещаться сравнительно небольшие по своему масштабу экспозиции.

Серьёзное внимание в 1960-1970-е годы уделялось пропаганде изобразительного искусства в районах Кировской области как посредством открытия там выставок (оригинальных работ и репродукционного материала), так и при помощи регулярного чтения лекций для учащихся школ, ПТУ, техникумов, для рабочих и служащих в районных центрах, деревнях, колхозах, совхозах, леспромхозах.

Очень значительный этап истории музея связан с именем заслуженного работника культуры РФ Аллы Анатольевны Носковой, которая находилась на посту директора 35 лет (1970-2005 гг.). В 1980-1990-е годы под её руководством и при её непосредственном участии произошло много важнейших событий в музейной жизни.

 

 В 1981 г. был открыт мемориальный Дом-музей художников В.М. и А. М. Васнецовых на их родине – в селе Рябово Зуевского района Кировской области. В настоящее время это  Историко-мемориальный и ландшафтный музей – заповедник  художников В.М. и А.М. Васнецовых «Рябово».

В 1985 г. после серьёзной реконструкции вновь открылся Выставочный зал (ул. К. Либкнехта, 71). Состоящий  ранее из двух небольших помещений, он превратился в большой анфиладный зал, позволяющий размещать там значительные экспозиции.

В 1989 г. музею, носившему ранее имя А.М. Горького, было присвоено имя наших прославленных земляков – В.М. и А.М. Васнецовых.

В 1992 г. произошло радостное, долгожданное событие – открылось новое (мраморное) здание музея, сооруженное по проекту кировских архитекторов В. И. Борцова и В.И. Кропачева. Тогда же на площадке, соединяющей старое и новое здания, был установлен бронзовый памятник братьям В. М. и А. М. Васнецовым работы московского скульптора Ю. Г. Орехова.

13  14

  16 15

В 1998 г. открылся Дом-музей художника Н.Н. Хохрякова, одного из основателей художественного музея, хранителя его картинной галереи на протяжении 10 лет (1918-1928). В настоящее время – это Музей-усадьба художника Н. Н. Хохрякова (г. Киров, Копанский переулок, 4).

Если раньше музей имел лишь одно помещение (старинный особняк, построенный в 1815 г. для купца И.С. Репина), то уже в 1990-е годы он превратился в интереснейший комплекс, имеющий в своем распоряжении старое и новое здания, расширенный выставочный зал, 2 филиала. Это, естественно, значительно изменило и обновило музейную деятельность, хотя сотрудники не отказывались и от традиционных форм работы.С 2005 года более 10 лет Вятским художественным музеем руководила кандидат искусствоведения Ирина Анатольевна Любимова.

С 2016 года по настоящее время директор ВХМ – Татьяна Сергеевна Мазур.

Ещё на заре ХХ столетия, когда музей был только что создан, его основатели – вятские художники – мечтали о том счастливом времени, когда эта сокровищница искусств займёт достойное место в ряду крупнейших художественно-образовательных учреждений Вятки. Их мечта осуществилась. В настоящее время Вятский  художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых является одним из ведущих центров культурной жизни нашего города.

Назад

Л. С. Двинянинова