• Древнерусское и церковное искусство XVI – начала XX веков
  • Дымковская игрушка
  • Русское искусство XVIII – середины XIX вв.
  • Русское искусство второй половины XIX в.
  • Русское искусство конца XIX – начала XX вв.
Русская скульптура

РУССКАЯ СКУЛЬПТУРА 

Коллекция фонда скульптуры намного меньше собраний живописи и графики, но она ничуть не уступает им по качеству хранящихся произведений и высокому профессиональному уровню их авторов. Музей обладает работами выдающихся мастеров, вошедших в историю отечественной скульптуры. Среди скульптурных портретов конца XVIII века привлекает внимание зрителя одно из лучших творений академика Императорской Академии художеств Ф. Шубина. Это портрет адмирала В. Чичагова – известной личности в истории русского флота. В первой половине XIX века историческая тема часто обретает воплощение в барельефах. Крупнейший скульптор данного времени Ф. Толстой показан в коллекции барельефами из серии, посвященной войне 1812 −1814 годов, за которую он получает звание профессора медальерного искусства. Музей обладает ценной коллекцией скульптуры анималистического жанра самых ярких его представителей: Е. Лансере, Н. Либериха. Их работы свидетельствуют о значительном усилении к 1870-м годам демократических тенденций в скульптуре. В художников-анималистов зрителя подкупает чувство большой наблюдательности и удивительное понимание мира животных.

Рубеж XIX−XX столетий – один из наиболее значительных периодов отечественной пластики, связанный в музейной коллекции с выдающимися именами, среди которых А. Голубкина, В. Домогацкий, С. Конёнков, П. Трубецкой. В каждом произведении авторов такое ощущение эпохи, такая сила эмоций, такая изысканность стиля, которые, несомненно, демонстрируют величие и мощь их таланта.

Сложившаяся к настоящему времени коллекция советской скульптуры середины – второй половины XX века отражает основные этапы её развития с ярко выраженными, меняющимися мировоззренческими и творческими позициями: от произведений соцреализма в лице. М. Деннсовой-Щаденко, поэтического лиризма в скульптурных композициях И. Слонима и конструктивного лаконизма в портрете Э. Неизвестного до работ «сурового стиля» О. Кирюхина и произведений классицизирующего направления в портретах О. Комова, Л. Кремневой.