График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
11—19

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Сб, Вс
Пн, Вт, Ср, Чт, Пт

Выходной
10—18

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

О работе "Фашист пролетел" на выставке "Мысль народная"


Аркадий Пластов. Фашист пролетел. 1970-72 гг. х.м. собрание семьи художника.

Аркадий Пластов. Фашист пролетел. 1970-72 гг. х.м. собрание семьи художника.

  22 июня 2021 — 09:30

День памяти и скорби 22 июня 2021 года – 80-я годовщина начала Великой Отечественной войны. Именно в этот день летом 1941 года началась страшная, жестока и кровопролитная война. Мы публикуем фрагмент текста Татьяны Пластовой о работе Аркадия Пластова "Фашист пролетел". Это произведение стало знаковым - его публиковали в учебниках истории, именно оно в ноябре 1943 году стало "участником" Тегеранской конференции и висело в залах советского посольства во время проведения совещания России, США и Великобритании, где решался вопрос об открытии второго фронта.

Самая трагическая картина Пластова «Немец пролетел» (авторское название впоследствии было заменено на «Фашист пролетел») стала символом преступности войны и беззащитности человека перед ее угрозой. Как П. Пикассо в «Гернике», Пластов стремится потрясти зрителя, шокировать его, изображая на первом плане кровь убитого ребенка.

В то же время картина связана с русской дореволюционной живописной традицией, в частности с поэтикой полотен М. В. Нестерова, с которым Пластов познакомился перед самой войной и состоял в переписке. «Старик зовет в гости, очень мной заинтересовался, говорит, что я какой-то особенный, ни на кого не похожий...  Вот в таком бы окружении работать, рядом с такой совестью народной, как бы было полезно и душевно укрепляло бы, и просветляло, а то кругом все какая-то шушера и сам становишься пустозвонным трепачом» (Письмо Н. А. Пластовой   30.04.1941)

Написание осенью 1942 года картины «Немец пролетел» почти мистически совпадает с уходом М. В. Нестерова (он скончался 18 октября 1942 года). Картина наполнена нестеровской поэтикой: и образ мальчика-пастушка, и пейзаж, и вырастающий из него эпический образ Родины…  Пластов – удивительно точный в деталях – словно цитирует фрагменты нестеровского полотна, помещает на первом плане молодые сосенки, оброненный кнут, ассоциирующийся с конной упряжью в руках отрока Варфоломея…

В контексте «Видения отроку Варфоломею» пластовская картина приобретает еще более страшный и высокий смысл. «Осень тогда у нас стояла тихая, златотканая, удивительно душевная, теплая. Я люблю осень, всегда испытываю в это время страшно приятное особое состояние творческого возбуждения. И вот шло что-то непомерно свирепое, невыразимое по жестокости, что трудно было даже толком осмыслить и понять даже при большом усилии мысли и сердца, и что неотвратимо надвигалось на всю эту тихую, прекрасную безгрешную жизнь, ни в чем не повинную жизнь, чтобы все это безвозвратно с лица земли смести без тени милосердия вычеркнуть из жизни навек. Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чем другом, надо было кричать во весь голос… Надо было облик этого чудовища показать во всем его вопиющем беспощадной мести обличье. Под влиянием примерно таких мыслей и чувств, общих тогда всем нам, русским, стали у меня зарождаться один за другим эскизы на данную тему…»

В ноябре 1943 года полотно висело в залах советского посольства в Тегеране во время проведения совещания глав трех великих держав России, США и Великобритании, где решался вопрос об открытии второго фронта. Существуют 4 авторских варианта картины.


  • Увидеть один из авторских вариантов работы "Фашист пролетел" можно на выставке "Мысль народная" до 3 октября. 
  • Подробнее о выставке