График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

#ВХМ_онлайн. К Ф Богаевский «Воспоминание о Мантенье» (1910)


  25 мая 2020 — 11:17
  Художественный музей

Константин Федорович Богаевский – русский художник-пейзажист создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма – Киммерии. Почти всю жизнь он прожил в Феодосии. Учился в Петербургской Академии художеств в мастерской Архипа Ивановича Куинджи, участвовал в выставках общества «Мира искусства».  Рассказывает Наталья Клементьева, кандидат культурологии, ученый секретарь Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых:

- Богаевский становится учеником пейзажной мастерской Куинджи в 1895 году. Как ни парадоксально, но за год до этого его отчисляют из Академии «за неспособность», о чем пишет в своих воспоминаниях А.А. Рылов. Спасло предложение Куинджи, которому понравились домашние этюды Богаевского, и он пожелал принять его в свою мастерскую.

Куинджи признавал главным методом работы художника создание законченного произведения на основе внимательного изучения натуры. Следуя этому принципу, он в своих пейзажах никогда не изображал какое-то конкретное место. Куинджи в большей степени, чем другие художники-пейзажисты этого периода, придавал значение творческому преображению натуры, сложным композиционным и цветовым решениям холста.

Богаевский вспоминал:

«Своих учеников Куинджи учил внимательно работать на этюдах, разрабатывать, по возможности, все детали. Мы должны были правильно передавать форму предмета, цвет его и отношения – все так, как в природе. Но когда наступал момент композиционной работы, когда мы начинали писать картину, он советовал подальше отодвигать этюды, чтобы не мешали свободе творчества».

Этот художественный метод стал основным в творчестве К.Ф. Богаевского.

В 1908 году художник едет за границу: Германия, Италия. Впечатления, полученные от путешествия, от изучения произведений великих мастеров, оказали большое воздействие на дальнейшее творчество художника.

В 1910 году на выставке Нового общества художников появились первые, написанные после возвращения из путешествия картины Богаевского, которые были отмечены заметным изменением живописной манеры и самого характера пейзажного образа, что, в известной степени, определялось усилившимся тяготением Богаевского к творчеству художников эпохи итальянского Возрождения. Самими названиями картин – «Воспоминание об Италии» (1910), «Классический пейзаж» (1910) – он как бы подчеркивал свое пристрастие к искусству прошлого.

Его картину 1910 года «Воспоминание о Мантенье», и наш эскиз к ней в том числе, можно было бы назвать данью почтения замечательному итальянскому художнику XV века Андреа Мантенье, в произведениях которого пейзаж являлся эмоциональным ключом к содержанию. Богаевский стремился также создать в пейзаже ощущение причастности природы к переживаниям человека и передать свое восхищение и восторг перед неиссякаемой красотой и грандиозностью природных форм.

Картина Богаевского «Воспоминание о Мантенье» напоминала пейзажный фон работы знаменитого живописца «Моление о чаше» (1455). Богаевский использовал характерные для этого произведения элементы – конусообразные вершины гор, расчлененные на множество горизонтальных и вертикальных пластов породы и поросшие редкими деревцами. Легкие облака и тонкоствольные пинии повторяли формы облаков и растений картины Мантеньи, а красочная палитра была отмечена насыщенными, локальными тонами, свойственными произведениям этого художника: синее небо, желтые скалы, красные кусты, оранжевые плоды в густой зелени экзотических деревьев, черные тени. Недаром первое название, данное автором этой работе, было «Подражание Мантенье».

Монолитные формы ландшафтов в картинах Богаевского 1910-х годов были лишены внешней динамики, но в них ощущалась скрытая внутренняя сила природы, передать которую художнику помогало применение линейных ритмов и цветовых контрастов, постепенно нарастающих от переднего плана полотна в глубину. В его картинах чувствовалась широта восприятия окружающего мира, восходящая к искусству эпохи Возрождения, у больших мастеров которой он учился живописной силе пятна, чувству массы, выразительности контуров, создающих ощущение динамики самой жизни.

Художник создает особый жанр «археологического» исторического пейзажа. Вот как писал об этом друг Богаевского поэт Максимилиан Волошин: «Точно так же исторический пейзаж стремится стать историческим портретом земли. Лицо земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо – анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений. В этом – смысл исторического пейзажа».

До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей «внутренней» страны – «Богаевии». Почти всем им свойственна запечатлённая тишина, внутренняя сосредоточенность. По собственному признанию художника, ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир». Творчество Богаевского прочно вошло в наследие художников Киммерийской школы живописи.