График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Три живописных работы Алексея Исупова участвуют в выставке в Музее современного искусства «Гараж» (Москва)


Исупов Алексей Владимирович Старший брат. (Три лица. Узбеки) 1921. Фанера, темпера

Исупов Алексей Владимирович Старший брат. (Три лица. Узбеки) 1921. Фанера, темпера

В Музее современного искусства «Гараж» (Москва) открылась выставка «Мы храним наши белые сны. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905 – 1969». Вятский художественный музей принимает участие в этом арт-проекте, предоставив три живописных работы Алексея Исупова 1921 года: «Старший брат. (Три лица. Узбеки)», «Продавец фарфора» и «Мать и дети». Перед выставкой картина «Старший брат. (Три лица. Узбеки)» прошла реставрацию в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря.

Осмысление древней культуры Востока подвигло Алексея Исупова к работе над иллюстрациями к альбому «Улугбек», посвященному выдающемуся ученому-астроному, правителю Самарканда первой половины XV века. Художник создал серию картин, стилистика которых сложилась на основе своеобразной авторской интерпретации приемов, характерных для восточной миниатюры и древнерусской иконы. Овладевая новой для себя техникой темперной живописи, Исупов стремился добиться гармонии цветовых отношений и гладкой блестящей живописной поверхности. Он сумел почувствовать особенности декоративного узорочья Востока, что можно наблюдать как раз в произведениях 1921 года.  


МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ:

«“МЫ ХРАНИМ НАШИ БЕЛЫЕ СНЫ”. ДРУГОЙ ВОСТОК И СВЕРХЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ. 1905–1969»

31 января — 10 мая
Ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32, Парк Горького, Москва

Проект «“Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» (цитата в названии — из стихотворения Андрея Белого «С. М. Соловьеву», 1901) — результат масштабного исследования, проделанного командой Музея «Гараж» совместно с художественным критиком Алексеем Улько (Самарканд) и художницей Александрой Сухаревой (Москва/Дубна). Выставка, объединившая более 150 произведений искусства, различных артефактов и архивных свидетельств, представляет собой подробно документированный рассказ о практиках людей, состоявших в тайных обществах и закрытых кружках либо разрабатывавших свои индивидуальные творческие проекты, вдохновленные фантазийными и эзотерическими поисками. Многие носители «тайного знания» столкнулись со сталинским террором — люди погибали, оказывались в лагерях, отказывались от убеждений, утрачивали свои архивы.

Механика сохранения и распространения «тайного знания» во многом определяет структуру выставки, которая развивается в символическом повторяющемся цикле «расцвет–изгнание»: от многообразия эзотерических практик в дореволюционную эпоху до ссылок и расстрелов 1930–1940-х, от духовного возрождения на советском Востоке, в Центральной Азии в 1920-х, где по разным причинам оказались многие представители художественной интеллигенции, до последовавших вскоре и там арестов и «тишайшего» творчества после.

Искусство, представленное на выставке «Мы храним наши белые сны», живет как будто по краям, в стороне от свершений модернизма и советского радикального авангарда в частности, в сознательно тайном и невидимом режиме (в том числе и для специалистов), поскольку оно представляло собой не эстетический эксперимент, а артефакт, свидетельствующий о духовном откровении. Не менее важна для выставки логика документа — благодаря усилиям исследовательской команды, в течение двух лет работавшей с публичными и частными архивами, удалось восстановить по уголовным делам и протоколам обыска несколько казавшихся полностью утраченными художественных биографий, например, Риммы Николаевой, художницы и участницы антропософского сообщества.

Личные и творческие судьбы складываются в сложную карту прямых или опосредованных контактов между героями выставки: участие не только в антропософском движении (которое играло в культурной жизни дореволюционной России довольно существенную роль, в первую очередь благодаря верным последователям Рудольфа Штайнера — Андрею Белому, Маргарите Сабашниковой и другим), но и в иных духовных кружках и объединениях — часто один человек мог участвовать в трех или четырех — создавало систему искренних дружеских и творческих отношений, которые продолжались и в ссыльных скитаниях.

Произведения Александры Сухаревой не вмешиваются в основной нарратив выставки и не составляют диалога с произведениями Андрея Белого, Аси Тургеневой, Даниила Степанова или кого-либо еще. Проекты Сухаревой — «коммуникатор» и «Сеанс» — актуализируют эзотерический опыт, допускают его присутствие в музее и гарантируют зрителю возможность буквального индивидуального переживания «тайной» истории русского искусства ХХ века.

Архитектура проекта, созданная бюро Grace, отсылает к экспозиционной практике итальянского архитектора и дизайнера Карло Скарпы и представляет собой комбинацию из трех типов выставочных пространств — «храма», «архива» и «музея», — с разным наклоном повесочных поверхностей, обтянутых гофрированной тканью. Эти три типа экспозиционных модулей в определенной степени суммируют опыт исследовательских усилий и отражают неканонический ход истории искусства, альтернативный основным магистралям модернизма и возрождающий интерес к эзотерическим практикам и формам жизни «тайного знания».

Перформативная часть выставки, связанная с эзотерическими телесными и танцевальными практиками, включает в себя выступления анонимной платформы ВАСЯБЕГИ (Москва), часть перформансов которой отсылает к теории «четвертого пути» Георгия Гурджиева, и перформансы эвритмистки Мартье Брандсма (Нидерланды/Швейцария), интерпретирующей идеи основанной Рудольфом Штайнером школы эвритмии.

 

Кураторы: Екатерина Иноземцева, Андрей Мизиано
Исследовательская группа: Дарья Бобренко, Оксана Полякова, Анастасия Чеботарева
Научные консультанты: Алексей Улько, Борис Чухович, Олег Шишкин

Архитектура: бюро GRACE (Екатерина Головатюк, Джакомо Кантони, Ксения Бисти, Ивано Вичеконте)

Участники выставки: Нина Ануфриева, Ариадна Арендт, Лидия Арманд, Борис Астромов, Александр Барченко, Андрей Белый, Глеб Бокий, Мартье Брандсма, ВАСЯБЕГИ, Василий Ватагин, Анатолий Григорьев, Георгий Гурджиев, Борис Зубакин, Алексей Исупов, Исаак Иткинд, Сергей Калмыков, Александр Котс, Максимилиан фон Мекк, Григорий Мёбес, Александр Николаев (Усто Мумин), Римма Николаева, Федор Ростопчин, Маргарита Сабашникова, Александр Сардан, Борис Смирнов-Русецкий, Даниил Степанов, Александра Сухарева, Анна (Ася) Тургенева, Петр Фатеев, Виктор Черноволенко, Сергей Шиголев, Рудольф Штайнер, Юлиан Щуцкий