График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Заслуженный художник РФ Александр Веприков «Моя любовь, моя краса, моей России полоса»


Место проведения:
Выставочный зал
Сроки работы выставки:
18 января 2023 — 19 февраля 2023
Возраст:
0+

 «Моя любовь, моя краса, моей России полоса» – эти слова поэта и художника Виктора Гончарова стали художественным лейтмотивом и названием выставки к юбилею Заслуженного художника России Александра Ивановича Веприкова. На выставке представлены произведения, созданные автором в 2000-е годы, в которых особенно ярко раскрылась его индивидуальность, преданность любимому жанру – панорамному пейзажу.

Большую роль в определении жизненных интересов сыграл отец Иван Ефимович, обладавший даром живописца. Именно отец развивал в сыне способность наблюдать природу. В юности будущий художник ощутил красоту своей малой родины – уржумского края, «солнечность, необъятность просторов и притягательную силу речки детства – Уржумки». Эти впечатления навсегда остались в душе художника и определили его творческий выбор.

Уже в произведениях романтической направленности 1980-х годов выделяли достоинства Александра Веприкова, как художника «выразительного пластического мышления» и «художественного осмысления идеи». В 2000-е годы в творчестве автора появляется целый ряд произведений, представляющих многогранный образ вятской природы, по своему философско-поэтическому звучанию и эпическому размаху обращающих нас к вершинам русской пейзажной живописи, связанных с именами А.К. Саврасова и И.И. Левитана.   

Александр Веприков, за спиной которого многолетняя художественная практика всестороннего изучения природы, создаёт картины, в которых пейзажный образ земли русской приобретает величественный характер. Вдохновляясь красотой родных пейзажей, художник создает произведения тонкого лирического, романтического характера. Он наполняет свои пейзажи то грустью, печалью, то звонкой радостью золотой осени, то захватывающими дух бескрайними просторами: «Вид на Уржум от Богданова», «Русский Турек», «Устье Уржумки», «Островок печали», «К ночи». Работая в Рябово, на родине художников Васнецовых, автор создаёт одно из самых значительных произведений «Былинный мотив», в котором, кажется, воплотились все впечатления от былинных картин Виктора Васнецова. Художник тонко чувствует и передаёт в пейзажах переменчивое состояние в природе в зависимости от освещения, главным его источником является небо. В поэтичных по настроению с эпическими интонациями произведениях «Краса земная», «И в небесах серебряная песня» панорамные виды земли уржумской объяты особым небесным светом. Трепетное отношение автора раскрывается в его произведениях, представляющих времена года. Приметы каждого времени года тонко передают изменчивость настроения в пейзажах, выявляя особое таинство природы: «Вербное воскресение», «Окно в май», «Скоро осень», «Свисает радуга с небес», «Потемнели небеса».

Особую страницу в творчестве Александра Веприкова занимает цветочный натюрморт. Он вкладывает в натюрморты особый смысл, который прочитывается в романтических названиях картин – «Очарование», «Волшебный вечер», «Летние грёзы», «Любовь моя», «В белую ночь». Художник создаёт удивительные букеты из цветов калины бульденеж, черёмухи и ландышей, шиповника и жасмина, видит особую красоту в полевых цветах. Автор не обошёл вниманием и такое мимолётное явление весны как сирень, уловив её кратковременное благоуханное цветение в композициях: «Сирень в Уржуме» и «Сиреневая рапсодия».            

Рассматривая творчество Александра Ивановича Веприкова, понимаешь, что, совершая большой путь в искусстве, он остаётся верным своим приоритетам в живописи. Продолжение традиций русского пейзажа, масштабность живописного мышления художника являются основой для создания на новом этапе жизни как панорамных картин эпического размаха, так и камерных произведений, пейзажей настроения. Он помнит завет отца: «Ищи себя только в любви к природе».  Художник очень хорошо понимает своё предназначение, чему он служит и для кого. По этому поводу, размышляя, он говорит: «в картину надо войти, её надо услышать, «смотрение» - это как бы двойной диалог зрителя – и с художником, и с самим собой». Желаем автору на этом пути продолжения диалога со зрителем.

  На основе материалов кандидата искусствоведения Ирины Любимовой


 ВЕПРИКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Родился в 1947 г. в г. Уржуме. Окончил Кировское училище искусств (1971), Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова (1977).

  • Член ВРО ВТОО «Союз художников России» (1978);
  • Почётный гражданин г. Уржума (1997);
  • Награжден орденом Дружбы (1998);
  • Преподавал в Вятском художественном училище им. А.А. Рылова  (1977-1986, 1996-2000);
  • Заслуженный художник России (2004);
  • Лауреат премии Кировской области имени художников Виктора и
  • Аполлинария Васнецовых «Призвание» (2012);
  • Доцент Кировского филиала Московского гуманитарного, экономического института (2003-2013).

 Произведения хранятся в государственных собраниях музеев, в частных и публичных коллекциях в России и за рубежом.

 

А. Веприков. Рябина. 2017

А. Веприков. Рябина. 2017

А. Веприков. Вербное воскресенье. 2016

А. Веприков. Вербное воскресенье. 2016

А. Веприков. Вид на Уржум от Богданова. 2018

А. Веприков. Вид на Уржум от Богданова. 2018

А. Веприков. Сиреневая рапсодия. 2022

А. Веприков. Сиреневая рапсодия. 2022