График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
11—19

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Вс, Пн
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
10—18

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Вс, Пн
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
10—18

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Выставка произведений Александра Самсонова, посвященная памяти художника


Место проведения:
Выставочный зал
Сроки работы выставки:
10 января 2020 — 9 февраля 2020
Возраст:
0+

Министерство культуры Кировской области

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

 

 

Пресс-показ выставки: 10 января в 14.00

Открытие выставки: 10 января в 17.00

В Выставочном зале ВХМ открывается выставка памяти художника Александра Самсонова, чье творчество занимает особое место в истории вятской живописи. У жителей нашего города есть уникальная возможность познакомиться с теми из его полотен, которые остались в Кирове у его  друзей, родных и коллекционеров, а также  приобрести каталог с лучшими работами мастера.

Александр Самсонов родился 21 декабря 1949 года в г. Кирове. После  окончания 8 классов  в 1965 году поступил в Воронежское конно-спортивное  училище,  завершил обучение  в  1968 г. В 1977  поступил  в Кировское художественное  училище, после 3 курса перевелся  в Ленинград, и в 1982 году получил диплом Ленинградского художественного училища им. В.А.Серова.  В 1982 - 1983 учился на  Высших художественные курсах  Ленинградской Академии художеств им. И.Е.Репина.  1987 - 1989 - преподавал в Кировском художественном училище в г. Кирове. 1990 - 1996 - жил и работал в С.-Петербурге. В 1996 переехал в Киров. Постоянной работы не имел, писал  картины, которые продавались за гроши, влачил нищенское существование. Принимал участие в нескольких выставках. Умер 19 марта 2009 г.  Картины А.Самсонова  находятся в частных  коллекциях  России,  США, Англии, Германии, Японии.

Ленинградская школа, пройденная Самсоновым, одна из сильнейших в стране. Педагоги высоко оценивали его крепкий рисунок и его живопись, которая отличалась ясностью классического построения формы, широким темпераментным мазком. Первые работы выполнены мощно и основательно (например, "Портрет Филиппа Дмитриевича Пестова"). Перед художником открывался стандартный путь хорошего соцреалистического мастера, благо все данные располагали к тому.

Но хотелось говорить о вечном без ложной патетики. Хотелось говорить другим языком, чем общепринятый. Он продолжает создавать свои удивительные композиции. Он продолжает искать и находит особый стиль, который отличается остротой видения и выражения. Автором создается собственный миф. Неписаные законы мифотворчества приводят его язык к универсализации. Его образы обретают значение сакральных. В этом можно усмотреть прямое продолжение древних изобразительных традиций. Символичность народных росписей подхвачена русской иконописью, а затем реминисценциями отозвается в творчестве Самсонова-художника символизма и авангарда.

В портретах А.Самсонов вспоминает пластику модильяниевской линии, доводя до большей звучности, чистоты и светоносности цвет ("Маленький цветок", "Юля", "Ирина", портреты дочерей Наташи и Екатерины). Художник тяготеет к "внутренней" портретности - по его мнению, натурное копирование модели губит портрет, ибо человек, застывший в долгом позировании, утрачивает эмоции и способность к выражению чувств. Теряется истина. Он создает образы-идеалы, образы-мечты, образы-символы. Каждый герой обретает всечеловеческий масштаб. В каждом заметен след личности создателя.

Художник нередко обращается к мифу и Священной истории. "Похищение Европы", "Орфей и Эвридика" переосмыслены и прочтены по-новому человеком современной цивилизации. Экспрессия достигается прежде всего цветом, линия словно включается в общую тональность полотен и следует главной теме. Музыкальность - неотъемлемое качество самсоновского мироощущения.

Любовью пронизано всё творчество Самсонова. Божественными созданиями становятся кошки Самсонова- сама грация, их природные достоинства утрируются под кистью художника, становясь признаками почти очеловеченных существ ("Белая ночь", "Где же ты гуляешь, милый котик одинокий?"). Когда в картину вводится образ лошади, сама поэзия вселяется в полотно ("Ноктюрн",  "Голубые лошади"). Они словно снизошли из мира вышнего. Прием обратной перспективы и смещения планов только добавляет ощущения запредельности мира.

Влюбленность в Петербург и Вятку - два близких его сердцу города - явила к жизни такие работы, как "Река Мойка", "Трифонов монастырь", целая серия "Вятских перекрестков".

В одной из картин с названием "Дорога" (1988) Самсонов изобразил себя едущим в трамвае с белой кошкой на руках. Тесный трамвайный вагон, вобравший, словно в клетку, мужскую фигуру в пальто, несется в никуда. В облике человека - немой вопрос. А еще - ожидание. Это картина-откровение: себя художник пишет нечасто. Он весь растворён в своих холстах, где жизнь - без зла. Интерпретируя реальность, Самсонов овеществляет свою надежду на преображение мира в "эдемов сад".


Запись на экскурсии по тел.(8332)22-50-71