График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
11—19

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Вс, Пн
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
10—18

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Вс, Пн
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
10—18

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Выставка «Японская гравюра XIX века из частных коллекций»


Место проведения:
Художественный музей
Сроки работы выставки:
20 января 2019 — 10 марта 2019
Возраст:
6+
БИЛЕТЫ

Выставка

«Японская гравюра XIX века из частных коллекций»  

На выставке представлено 26 произведений (пейзажи, портреты, жанровые и исторические сцены) ведущих мастеров японской гравюры 19 века различных традиционных школ  из частных коллекций, собранных при содействии Российско-японского фонда «ЯМАТО». Цель экспозиции: ознакомить жителей области с интереснейшим  явлением культуры.

Экспонаты были представлены на выставках в Москве и Санкт Петербурге: в галерее искусств Зураба Церетели, в Фонде художника Михаила Шемякина, в Государственной Думе Российской Федерации. По просьбе Министерства культуры Российской Федерации в галерее на Солянке, историко-мемориальном музее Смольного.

В эпоху Эдо (1603–1868) в Японии возникло большое количество различных художественных направлений и школ. После длительного периода междоусобных войн власть в Японии перешла в руки сёгунов из рода Токугава, которые правили страной на протяжении почти 265 лет. Этот период стал самым длинным в истории Японии после периода Хэйан. Прекратились войны, стали активно развиваться различные традиционные ремесла. Фактическим центром страны стал город Эдо, куда военный правитель Токугава Иэясу перенес столицу. Менее чем за полвека Эдо из небольшой рыбацкой деревушки превратился в город с полумиллионным населением.

Эпоха Эдо ознаменовалась бурным строительством городов и расцветом художественной культуры. Вокруг замков, на пересечениях торговых путей, близ морских заливов с бухтами возникли города, формировались сословия ремесленников и купцов, которые наряду с военными стали законодателями художественных вкусов эпохи. Если в предшествующий период религиозные памятники хранились в монастырях и храмах, а светское искусство было аристократическим, то в эпоху Эдо позволить себе заказывать предметы искусства могли и богатые купцы, и горожане. Этому способствовало развитие книгопечатания и гравюры на дереве – того, что называют искусством укиё-э. Укиё-э – это картины повседневной жизни городского сословия периода Эдо. Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир», или «юдоль скорби», «изменчивый мир». В конце ХVII века укиё стало обозначать современный мир, мир земных радостей и наслаждений. Японская гравюра укиё-э достигла своего расцвета к концу XVIII века. Соответственно сложились разнообразные жанры этого искусства: изображения красавиц из «весёлых кварталов»; портреты актёров и сцены из постановок театра кабуки; гравюры на мифологические, литературные сюжеты; историко-героические гравюры, представлявшие самураев в батальных сценах; пейзажные гравюры и изображения цветов и птиц.

Особым спросом гравюры пользовались у японцев среднего класса, которые украшали ими стены. А после Революции Мэйдзи, когда страна открыла границы для иностранцев, укиё-э массово начали скупать европейские искусствоведы.

После возвращения царя Николая второго (царевича Николая) из поездки в Японию (1890-1891), в салонах аристократии в Петербурге и Москве появились японские гравюры. Огромной популярностью японская гравюра пользовалась в салонах периода серебренного века в Санкт Петербурге, куда прибыла из Японии основная часть русской делегации. Японская гравюра послужила основой зарождением нового взгляда на роль цвета и перспективы в европейской живописи, став своеобразным катализатором при переходе от классической живописи (большую роль сыграла в творчестве Ван Гога, который активно с ней работал).

Техника была основана на точности и жёстком линеарном исполнении рисунка, не допускавшем никаких живописных размывов кисти. Традиционность художественного языка, условия, которые диктовала техника ксилографии, студийный процесс, когда работа разделялась на несколько этапов, – всё это вместе взятое обеспечивало изобразительную логику элементов линии, пятна и орнамента.