График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Выставка по итогам «Васнецовского пленэра – 2017»


Место проведения:
Художественный музей
Сроки работы выставки:
8 декабря 2017 — 8 февраля 2018
Возраст:
0+

Правительство Кировской области

Министерство культуры Кировской области

Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Выставка по итогам

XII Всероссийского «Васнецовского пленэра – 2017»

0+

С 8 декабря 2017 года

 

В августе 2017 г. в Кировской области состоялся традиционный XII всероссийский «Васнецовский пленэр». В нем приняли участие 12 известных российских художников из Москвы, Коломны Московской области, С.-Петербурга, Казани, Кирова, Перми, Пензы, Старого Оскола. Многие из них впервые посетили Вятскую землю.

С 7 по 22 августа 2017 года участники пленэра находились в старинном вятском городе Уржуме и селах Уржумского района Кировской области. Во время пребывания здесь по сложившейся традиции художники ознакомились с историко-художественными и природными достопримечательностями района, с архитектурными памятниками Уржума. Знакомство с местной историей началось с обзорной экскурсии по городу с посещением Свято-Троицкого кафедрального собора и архитектурных достопримечательностей Уржума – бывших купеческих особняков состоятельных жителей города. Выехав за город, художники с высоты Отрясовской горы осмотрели ближайшие окрестности – реку Уржумку, лес, поля, открывающийся вид на Уржум.

В течение всего пленэра активная творческая работа проходила с раннего утра до позднего вечера как на открытом городском и природном пространстве, так и в здании Уржумского музейно-выставочного центра, где была оборудована творческая мастерская с мольбертами. Этюды писали на городских улицах и во дворах, поднимались на колокольню и пожарную каланчу для создания панорамы города. Работали над панорамными видами Уржума с далевых точек в окрестностях города. Состояние раннего утра, летний полуденный зной, природа в предзакатном освещении – каждое из времени суток привлекали своим особенным настроением. Некоторые художники одновременно вели по несколько произведений и в течение дня писали в разных местах. В мастерской создавались творческие тематические композиции. Авторы работали в различных техниках и материалах: масло, акрил, пастель, темпера.

Также состоялись пленэрные выезды в исторические села Уржумского района. Художники побывали в местах, связанных с жизнью семьи Васнецовых, в первую очередь, совершив поездку в село Лопьял, где родился В.М. Васнецов. Участники пленэра осмотрели Лопьяльский краеведческий музей, посетили Свято-Троицкий храм, совершили экскурсию по селу. Затем несколько часов художники работали. Писали храм, деревенские улицы, во дворах, на речке Уржумке. При посещении старинного села Архангельского увидели, как возрождается древний каменный храм, и побывали на Кугерском святом источнике с купелью. Во время поездки в село Цепочкино познакомились с одним из старейших сел района, расположенном на высоком берегу реки Вятки, его историей, смогли поработать, выполнив по одному-два этюда.

Официальным завершением пленэра стал Васнецовский праздник, прошедший 19 августа в Городском саду г. Уржума. Кульминацией праздника стал публичный итоговый показ созданных на пленэре произведений.

В экспозицию итоговой выставки вошли более ста произведений двенадцати авторов, созданных за десять дней проведения пленэра на уржумской земле. Были представлены живописные этюды, эскизы, картины, отразившие красоту местной природы, самобытность архитектурного облика Уржума, жизнь горожан. Показанные произведения создавались авторами как в Уржуме и ближайших к городу окрестностях, так и в селах Лопьял, Цепочкино, Русский Турек. Таких мастеров, как Александр Иншаков (Казань), Вадим Соловьев (Москва), Александр Бугаев (Коломна) большего всего привлек облик исторической части Уржума с уникальными каменными купеческими особняками и воротами, другие  художники – Алексей Каменев (Пенза), Юрий Болотов (Старый Оскол) обратились к провинциальному колориту его деревянных двориков. Ю.И. Болотов создал большую серию живописных этюдов уржумских двориков, запечатлев их незаметную с улицы, но насыщенную повседневными заботами жизнь. Красочные, театральные по духу, создающие образ города-сказки работы представил Павел Зеленецкий. Панорамные виды Уржума с разных видовых точек создала талантливый молодой живописец Алла Полковниченко (Москва). К жизни современного Уржума и его пейзажам обратилась в своих произведениях петербургский художник Елена Прудникова. Символом Уржума, несомненно, является Свято-Троицкий собор, который писали многие из живописцев в разное время суток при различном освещении и состоянии. Интерес практически всех участников вызвала Отрясовская гора с открывающимся с нее видом на город и речку Уржумку с извилистыми берегами. Ряд величественных панорам в окрестностях Уржума и с видом на город создал Владимир Муллин. Преобладающим жанром на выставке стал пейзаж – разнообразный по звучанию, настроению, композиционным и колористическим особенностям. Также ряд художников обратился к сюжетно-тематической картине. Казанский мастер Михаил Кузнецов «сочинил» собственные «портреты» Уржума: собирательные по тематике, декоративные по художественному решению, стилистически идущие от народного искусства и лубочной картинки. Увидев сцену стирки белья на речке и переосмыслив ее, кировский живописец Игорь Сметанин создал символическую композицию «Колечко». К деятельности крупнейшего предприятия Уржума обратился пермский художник Максим Титов, много работающий в производственной теме. В своем монументальном живописном эскизе он запечатлел работу одного из цехов завода. В целом, получилась яркая запоминающаяся экспозиция, раскрывшая многоплановый по звучанию образ уржумской земли глазами талантливых российских живописцев.

По результатам выставки конкурсная комиссия назвала имя лауреата премии Правительства Кировской области имени Виктора и Аполлинария Васнецовых в номинации «Вдохновение». Им стал живописец из Перми Максим Титов, уроженец г. Кирова.

Каждый из участников передал в дар произведения, созданные во время всероссийского «Васнецовского пленэра», для пополнения фондов Вятского музея и дальнейшей выставочной деятельности. Данная выставка представляет более двадцати живописных работ, подаренных авторами музею по итогам пленэра.