График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
11—19

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Вс, Пн
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
10—18

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Вс, Пн
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
10—18

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

«МИР ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ»


Место проведения:
Художественный музей
Сроки работы выставки:
6 мая 2015 — 30 июня 2015
Возраст:
0+

Департамент культуры Кировской области

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Пресс-релиз

Выставка

«МИР ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ»

Живопись, графика, скульптура XIX–XXI веков из собрания Вятского художественного музея

 

Пресс-показ для СМИ – 6 мая 2015 года в 15.00

Мраморное здание музея (ул. К. Маркса, 70; тел. 64-28-53, 64-79-48)

Сроки работы выставки: с 6 мая по 30 июня 2015 года

 

Выставка «Мир зверей и птиц» знакомит с произведениями известных живописцев, графиков, скульпторов XIX–XXI веков из собрания Вятского художественного музея. В состав экспозиции вошли как чисто анималистические произведения, так и работы, в смысловом отношении выходящие за рамки жанра. Но и в тех, и в других образ животного играет особую, значимую роль.

Взаимоотношения человека и природы во все времена находили отражение в художественном творчестве. Натурное рисование, стремление к достоверности изображения зверей и птиц русских мастеров XVIII века подготовили расцвет анималистики в следующем столетии. В отдельную тему анималистического искусства выделяется изображение лошадей (Н.Е. Сверчкова «В метель», П.О. Ковалевского «Водопой»). В произведениях XIX века прослеживается интерес художников к точному воспроизведению внешнего вида животного, отображению его нрава, который к концу XIX – началу ХХ веков сменяется сочувственным, проникновенным отношением к живой природе и ее представителям (А.А. Рылов «В лесу»). Заметно расширяется круг воплощаемых образов за счет изображения экзотических животных. В 1920-1930 годы практиковались творческие поездки в самые удаленные уголки страны, откуда художники привозили натурные зарисовки, на основании которых создавались станковые произведения. Героями работ становятся козы, верблюды (И.Д. Чашников «Верблюды»).

В разное время в поле зрения художников попадают собаки и кошки (Н.А. Демидов «Портрет Надежды Воробьёвой с кошкой», И.Е. Вилковир «Казахские дети», В.П. Ефанов «Портрет героя Советского Союза лётчика-испытателя Ю.А. Добровольского). В конце 1950-1960-е годы обостряется восприятие животного как друга и помощника человека (В.Р. Френц «На Чукотской земле»). В последние десятилетия ХХ столетия изображения животных все больше наполняются метафорическим смыслом, становятся выразителями размышлений о жизни, судьбе, человеке художников разных видов искусства. Например, жизнь и проблемы россиянина «лихих» 1990-х годов нашли образное выражение в скульптуре «Зима» Л.Д. Леденцовой.

Анималистический жанр традиционно присутствует и в книжной иллюстрации, особенно в области детской книги. Творчество известных советских анималистов Е.И. Чарушина, А.А. Костровой, Т.П. Капустиной отмечено тонким знанием животного мира, декоративной выразительностью образов. К темам материнства и детства в мире животных, одним из любимых в творчестве многих мастеров, обращаются скульпторы О. Закоморный («Большая медведица») и Н.А. Леденцов («Гнёздышко»).

Осознание живописцами, графиками, скульпторами взаимосвязи всего сущего на Земле, желание передать свое преклонение и восторг перед великим разнообразием мира животных, призвать людей к сочувственному, разумному отношению к «братьям нашим меньшим» стали нравственной основой формирования анималистического искусства, которое в ХХ веке утвердилось как равноправный с другими жанр.