График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
11—19

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Вс, Пн
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
10—18

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Вс, Пн
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
10—18

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

«КУПЕЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ XVIII – начала XX вв.»


Место проведения:
Художественный музей
Сроки работы выставки:
19 декабря 2014 — 31 мая 2015
Возраст:
0+

Правительство Кировской области

Министерство культуры РФ

Государственный Исторический музей

Департамент культуры Кировской области

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Выставка

«КУПЕЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ XVIII – начала XX вв.»

Живопись. Декоративно-прикладное искусство.

Государственный Исторический музей. Москва

Пресс-показ для СМИ – 18 декабря в 16.00

 Сроки работы выставки 19 декабря 2014 года - 31 мая 2015 года

Вниманию любителей русской старины предлагается выставка «Купеческий портрет XVIII – начала XX вв.» из собрания Государственного Исторического музея. На выставке представлены более 40 произведений портретной живописи, предметы декоративно-прикладного искусства – старорусские и традиционные украшения (перстни, кольца, пуговицы) из коллекций московских купцов, собирателей российской старины, электронная презентация коллекции дагерротипов, на которых запечатлены купцы. Дополняют экспозицию купеческие портреты и бытовые предметы из коллекции Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Впервые в музее представлены произведения, во всей полноте отражающие существование и развитие купеческого портрета, – от тридцатых годов XVIII века, когда появляются редкие образцы портретов «купецких людей», – до начала XX столетия. На рубеже XX века купеческие портреты, наряду с рукописями и старопечатными книгами, иконами, народным искусством, стали непременным предметом коллекционирования в своей родной купеческой среде.

В истории русского портретного искусства купеческий портрет ценен как художественное выражение самосознания третьего сословия. Он сохранял свою яркую культурную выразительность, оставался обособленным от заказных салонных дворянских портретов.

Купеческий портрет ведет свое начало от парадных портретов XVIII века. Традиционный купеческий портрет, каким он сложился к началу XIX века, своим назначением и образностью близок всему огромному миру явлений народного искусства, тяготевшего к древним прообразам, прежде всего к иконе. Высокими художественными качествами обладают исполненные анонимными живописцами портреты купчих в традиционных праздничных одеждах северных губерний России – Архангельской, Новгородской, Псковской, Тверской.

Облик и стиль жизни столичных, петербургских и московских, купцов в 1820 – 1830-е годы уже не сохранял патриархальных черт, свойственных этой культуре в недавнем прошлом. В это время, в подражание семейным галереям дворянских родов, создавались купеческие галереи. Редко, но появляются групповые портреты купеческих семей. В старой столице исполнителями купеческих портретов были, как правило, живописцы, находившиеся под влиянием В.А. Тропинина, признанного главы московской художественной школы – Н.А. Заваруев и Н.Д. Мыльников. Купеческие портреты, выполненные этими мастерами, представлены на выставке.