График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

«Михаил Демидов. Художник. Время. Люди»


Место проведения:
Художественный музей
Сроки работы выставки:
16 октября 2021 — 16 января 2022
Возраст:
6+
БИЛЕТЫ

 Выставка знакомит с творчеством одного из ведущих вятских художников – М.А. Демидовым, мастером портрета, а также представляет его как педагога через работы учеников. Экспозиция включает живописные и графические произведения мастера и его учеников и строится по тематико-хронологическому принципу.

         Среди ведущих мастеров вятского изобразительного искусства – Михаил Афанасьевич Демидов – живописец и педагог (1885-1929), наиболее значимым жанром творчества которого является портрет. В 1920-е годы он создал целую галерею портретов известных людей города. С 1919 по 1929 гг. он преподавал в Вятском художественно-промышленном техникуме, воспитав целую плеяду молодых художников. В экспозицию наряду с произведениями учителя войдут работы учеников: Агалаковой Л.Н., Думаревской К.Н., Зубаревой С., Нелюбина В.А., Поскребышевой Н.Г., Прокошевых В.И. и Н.И., Пикова М.И., Пейсаховича А.И., Пустовалова Т.Е., Соломина А.А., Широкова А.П., Шпак Ф.А.

         Среди экспонируемых работ М.А. Демидова, выполненных в разных жанрах изобразительного искусства: портрете, пейзаже, натюрморте, сюжетной композиции, – живописные и графические произведения разных лет творчества – от ранних учебных рисунков до зрелых живописных полотен. На выставке представлено более 80 произведений мастера. Главное место в творчестве художника занимает портрет.

         В портретной галерее образов, созданных художником, значительная роль отводится местной интеллигенции – актерам, музыкантам, архитекторам – людям творческих профессий, близкие художнику по духу. Все демидовские портреты разные по манере исполнения, но их объединяет одно – присутствие авторской взволнованности образом. Художнику надо обладать особым даром, чтобы выразить не только характерность модели, но и передать свое эмоциональное восприятие, выразить дух времени. Это одна из существенных причин долгой жизни произведений Демидова. В галерее портретных изображений живописца выделяются работы, написанные с учеников. Среди них есть такие, которые могут служить украшением любой музейной экспозиции – это портреты К.Н. Думаревской и Л.Н. Агалаковой, выполненные в 1924 году. В них восхищает точное выражение состояния модели через глубокое психологическое постижение сути образа. Ко многим живописным портретам сохранились подготовительные графические работы. Экспонирование портретных рисунков приоткрывает «кухню» художника, творческий метод работы над картиной.

         Демидов не менее талантливо работал и в остальных жанрах. Причем, он прекрасно владел не только техникой масляной живописи, у него есть замечательные пастели и акварели. В смешанной технике пастели, темперы и угля он создает в 1919 году два вятских зимних пейзажа («Жёлтый домик», «Березовый лес зимой»), в которых тональная приглушённость и выбранный вертикальный формат верно передают величественное спокойствие северных природных мотивов. В технике акварели художник создал два блестящих натюрморта («Хрусталь и серебро» и «Серебряный стаканчик»).

         В экспозицию вошли также образцы агитплаката 1920-х годов. Ценность их обуславливается и малым количеством экземпляров, дошедших до наших дней, и тем, что они служат живой иллюстрацией перемен, происходивших тогда в жизни общества. Демидов сам переводил эскизы плакатов на литографский камень и печатал.

         Всё, что сделал М.А. Демидов за сравнительно короткий жизненный путь, а прожил он всего 44 года, стало уже историей. Демидов был не просто свидетелем, но и прямым участником культурной жизни Вятки первой трети ХХ века. И сейчас имя его с благодарностью и полным правом называется в числе знаменитых художников-вятчан, творчество которых составило славу не только местному искусству, но и всему русскому.

         Последняя крупная выставка произведений Демидова проходила в 1986 году.Современная экспозиция на новом историческом этапе актуализирует творчество вятского живописца М.А. Демидова. Для нескольких поколений зрителей это имя – ключевая фигура вятского искусства 1920-х годов – будет открытием.


ДЕМИДОВ Михаил Афанасьевич
26.10 (07.11).1885, Вятка – 27.03.1929, Вятка

Живописец, график, педагог. Портретист, писал пейзажи, натюрморты, сюжетные композиции. Занимался прикладной и печатной графикой, монументально-оформительской работой. Из семьи вятского мещанина.
Учился: у художника Н. Н. Хохрякова в Вятке, Казанская художественная школа (1901 – 1907), Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1907 – 1913) у А.М. Васнецова, К.А. Коровина, В.А. Серова.
Жил и работал в Москве (1913 – 1915), призван в армию (1916), затем постоянно в Вятке (с конца 1917).
Участник выставок с 1906. Член и экспонент объединений: Вятский художественный кружок (1909 – 1918), АХРР – АХР (1926 – 1929, член первого правления Вятского филиала). Участвовал в организации  Вятского художественного музея (1910). Член Вятского подотдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.
Преподавал: рисование в начальных школах, частные уроки в Москве (с 1910); рисование в Вятском институте народного образования (1918 – 1920); руководил старшей группой в Народной студии художеств (1920); Вятские художественно-промышленные мастерские – Вятский художественно-промышленный техникум (с 1922) на живописном отделении, заведующий живописным отделением (1919 – 1929).
Совершил путешествие в Италию (1913), поездку на Кавказ.
Персональные выставки: 1939, 1972 – Киров, 1975 – Москва (ЦДЛ), 1986 - Киров.