График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
11—19

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Вс, Пн
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
10—18

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Вс, Пн
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
10—18

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Выставка одной картины «А.А. Рылов. Дар музею»


Место проведения:
Художественный музей
Сроки работы выставки:
28 января 2020 — 5 апреля 2020
Возраст:
0+

К 110-летию Вятского художественно-исторического музея
К 150-летию со дня рождения художника

 АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ РЫЛОВ. 1870 – 1939

ЗАДУШЕВНЫЙ ПОЭТ ПЕЙЗАЖА

Академик, заслуженный деятель искусств РСФСР, выдающийся художник-пейзажист, педагог, наш земляк Аркадий Александрович Рылов принадлежит к тем живописцам, которые сложились как большие мастера ещё до начала ХХ века. Его творчество является важной частью русской реалистической живописи первой трети ХХ века.

Несмотря на то, что после окончания Академии художеств мастер остался жить в Петербурге, связей с родной вятской землёй он не терял никогда: часто приезжал на этюды, был почётным членом Вятского художественного кружка, участвовал в организованных кружком выставках, в создании Вятского художественно-исторического музея.

Аркадий Александрович Рылов родился 17 (29) января 1870 года в селе Истобенске Вятского уезда Вятской губернии в семье чиновника. Детство и юность провёл в Вятке, которой посвятил прекрасные страницы «Воспоминаний», написанные в конце жизни. Учился в Художественно-промышленном училище А.Л. Штиглица в Петербурге (1888-1891) и в Академии художеств (1894-1897) в пейзажной мастерской А.И. Куинджи (1842-1910), оказавшего большое влияние на творческое развитие юноши.

Уже первая работа «Догорающий костёр» (1898), созданная Аркадием Александрович Рыловым после окончания Академии, обратила на себя внимание любителей искусства и была приобретена П.М. Третьяковым для его галереи. С начала 1900-х годов А. Рылов вступил в период своего творческого расцвета. Имя художника стало широко известно. Он стал участником выставок «Мира искусства», «Союза русских художников», ряда зарубежных выставок (в Вене, Венеции, Нью-Йорке). В 1901 за картину «С берегов Вятки» художник получил золотую медаль в Мюнхене. В 1906 за пейзаж «Зелёный шум» (1904) он был избран действительным членом «Осеннего салона» в Париже. Картина Рылова «В голубом просторе» (1918) относится к числу тех произведений, с которых принято начинать историю советской живописи. Широко известны и более поздние полотна: «Зелёное кружево» (1928), «В зелёных берегах» (1931), «Ленин в Разливе» (1934).

В конце жизни мастер успешно работал как иллюстратор в журнале «Чиж» (1936), оформлял книги В.В. Бианки «Теремок» (1936) и «Сказки зверолова» (1937).

Современники высоко ценили творчество нашего земляка, активного участника всех больших выставок советского искусства в нашей стране. Крупнейший мастер советской живописи М.В. Нестеров писал: «Рылов не просто пейзажист. Он как Васильев, как Левитан. Глубокий, задушевный поэт. Он родной нам, ибо Рыловых природой отпускается очень, очень мало…»

В рамках арт-проекта к 110-летию музея представлены два произведения А.А. Рылова: «Автопортрет», выполненный в последние годы жизни автора, и картина «В лесу» 1905 года создания. В этот период живопись художника значительно изменилась. Он ушёл от темных красок и обратился к более светлому, насыщенному колориту, построенному на синих и зелёных тонах. Полотно «В лесу» привлекает внимание звучной цветовой гаммой с преобладанием сочного зелёного цвета. Пейзаж наполнен тонким лирическим настроением. Этому способствует ритмичность в изображении стройных стволов берёз, насыщенность светом, воздухом, мягкость исполнения. Это мажорное  по звучанию произведение создавалось в годы первой русской революции. Автор писал в своих «Воспоминаниях»: «Несмотря на тревожное время, я всё-таки занимался живописью. Написал картину «В берёзовом лесу», что находится в Кировском музее, с белой лошадкой и жеребёнком в тихий весенний солнечный день. Не знаю, почему в такое время я смог сосредоточиться на этом мирном сюжете. Я не считаю эту картину особо выдающейся, но почему-то о ней больше всего писали».

Пейзаж «В лесу» А.А. Рылов подарил Вятскому художественно-историческому музею к его открытию в 1910 году. Это было началом коллекции произведений мастера в нашем музее, большая часть которой состоит из даров, как самого автора, так и его вдовы С.Л. Рыловой. Сейчас в музейной коллекции находится более 100 графических и живописных работ заслуженного деятеля искусств РСФСР А.А. Рылова.