• Древнерусское и церковное искусство XVI – начала XX веков
  • Дымковская игрушка
  • Русское искусство XVIII – середины XIX вв.
  • Русское искусство второй половины XIX в.
  • Русское искусство конца XIX – начала XX вв.
Мраморное здание

Кировское областное государственное бюджетное учреждение культуры

“Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых”

Почтовый адрес: 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Карла Маркса, 70

Режим работы:

  • Среда, пятница, суббота, воскресенье с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30). Технический перерыв: 12.15–12.45.
  • Четверг с 12.00 до 20.00 (касса до 19.30). Технический перерыв: 15.00–15.30.
  • Выходные дни: понедельник, вторник

 

Режим работы в предпраздничные и праздничные дни смотрите на главной странице в рубрике “Новости, события, анонсы”.

Справочная информация, запись на экскурсии, лекции и занятия по телефонам:

8 (8332) 22-50-74.

Факс: 8 (8332) 22-50-74

Директор музея: Мазур Татьяна Сергеевна.

e-mail:      hrmuseum@yandex.ru

 

 В Мраморном здании музея располагается постоянная экспозиция музея:

  •  “Небо пишет красками святыми” (древнерусское и церковное искусство XV – начала XX вв.)
  • Русское искусство XVIII –  XIX вв.
  • Русское искусство конца XIX – начала XX в.
  • Дымковская игрушка XX – начала XXI в.

Экспозиция музея раскрывает богатство и разнообразие русского искусства XV−XX веков, предоставляя возможность ознакомиться с наиболее ценными экспонатами музея.

Экспозиция древнерусского и церковного искусства XV – начала XX вв. «Небо пишет красками святыми» представляет итоги собирательской и реставрационной деятельности Вятского художественного музея за последние двадцать лет. Она объединяет более семидесяти  памятников иконописи, мелкой пластики (кресты, энколпионы, панагии, образки, меднолитые иконы), золотного шитья, резной кости, ювелирного искусства, художественного металла (оклады икон), эмали.

Среди произведений, ставших украшением экспозиции, − старинные иконы «Вседержитель», «Рождество Богоматери», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Казанская икона Богоматери с праздниками», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Успение Пресвятой Богородицы», икона Богоматери «Знамение», «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни», «Святые Модест (Медост) и Власий»; архиерейский посох XVIII в., иконы с серебряными басменными окладами, древние энколпионы, панагии, нательные кресты и образки из металла, украшенные сканью и эмалями.

В экспозиционных залах, где представлено русское искусство XVIII – начала XIX вв., особое внимание привлекает галерея портретов членов императорской фамилии. Здесь же экспонируются шедевры музейного собрания – произведения Ф. И. Шубина, В. Л. Боровиковского, К П. Брюллова, В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова. Экспозиция включает пейзажи Ф. М. Матвеева, С. Ф. Щедрина, М. Н. Воробьёва.

В зале искусства второй половины XIX столетия экспонируются полотна мастеров, определяющих  основные тенденции развития художественной школы того времени. В этот период в творчестве членов «Товарищества передвижных художественных выставок» основным становится бытовой жанр. В. М. Васнецов, В. Г. Перов, В. М. Максимов, К. В. Лемох обращаются  к сюжетам из крестьянской жизни.

Меняется в это время роль исторической картины. Художники вносят в исторический сюжет жизненную правду, создают яркие характеры, передают глубокие нравственные переживания людей, стремящихся найти духовные ориентиры  в сложную порубежную эпоху (Н. В. Неврев “Опальный боярин”, этюды В. И. Сурикова).   Получает развитие социальный портрет-картина (И. Е. Репин “Портрет В. В. фон Битнера”, В. Е. Маковский “Портрет коллекционера И. Е. Цветкова”,  Н. А. Ярошенко “Портрет молодого человека”).

В пейзажах И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева раскрываются характерные особенности русской природы, её величие, поэтичность и красота. Большой вклад в создание национального пейзажа вносит А. М. Васнецов – мастер монументально-эпической картины, воспевающей природу Урала и Сибири (“Оренбургские степи”) и историко-архитектурного пейзажа (“Московский Кремль”). Его полотна “За варкой варенья” и “Лиственницы” передают щемящие ностальгические чувства по уходящему в прошлое усадебному быту, характерные для искусства уже следующего периода, – конца ХIХ – начала ХХ в.

Экспозиция русского искусства этого периода позволяет погрузиться в эпоху Серебряного века. Самые значимые художественные объединения этого периода – «Союз русских художников», «Мир искусства», «Голубая роза», «Общество имени А.И. Куинджи», «Бубновый валет» – представлены лучшими работами художников-учредителей и экспонентов. Живописные произведения В. Д. Поленова, М. В. Нестерова, И. И. Левитана, А. Е. Архипова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, К. А. Коровина, А. И. Куинджи, Н. К. Рериха, А. А. Рылова, К. Ф. Богаевского, М. С. Сарьяна, К. С. Петрова-Водкина, скульптура П. П. Трубецкого, А. С. Голубкиной, Н.Л. Аронсона дают полное представление об основных тенденциях развития русского искусства конца XIX – начала XX вв.

В Мраморном здании музея проходят временные выставки. Для посетителей проводятся экскурсии, музейные занятия, различные мероприятия. В одном из залов музея оборудован Музейный центр творческого развития, где проходят занятия с детьми и подростками. С 2007 г. функционирует Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал».

 В кассе музея можно приобрести литературу, в том числе изданную Вятским художественным музеем.