• Древнерусское и церковное искусство XVI – начала XX веков
  • Дымковская игрушка
  • Русское искусство XVIII – середины XIX вв.
  • Русское искусство второй половины XIX в.
  • Русское искусство конца XIX – начала XX вв.
Выставка “Музыка в музее” (живопись, графика, скульптура)

Департамент культуры Кировской области

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Пресс-релиз

 Выставка

«МУЗЫКА В МУЗЕЕ»

Живопись, графика, скульптура западноевропейских и русских мастеров XVII – XXI вв.

 Открытие выставки – 3 апреля в 17. 00

 Мраморное здание (К. МСроки работы выставки: с 3 апреля по 1 июня 2014 годааркса, 70; тел. 64-28-53, 64-79-48)

Проект «Музыка в музее» открылся в Вятском художественном музее в Год культуры, органично соединив в одном пространстве разные виды искусства. Как известно, именно синтез искусств оказывает наибольшее эмоциональное воздействие на человека, обращаясь ко всей полноте его чувств.

На выставке были представлены произведения живописи, графики, скульптуры западно-европейских и русских мастеров XVII-XXI вв., принадлежащие Вятскому художественному музею и художникам, входящим в состав Вятского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».

По существу, экспозиция являла собой изо-музыкальную вариацию заявленной темы. Это – не иллюстрированная история музыки. Отражая реальность, развиваясь во времени и пространстве, на протяжении многих веков искусство доносит до зрителя и слушателя не только звуки и краски, но и мировосприятие автора, его эмоции, чувства, мысли, погружает нас в особый мир, дарит радость и надежду. В трактате «О музыке» философ Аниций Манлий Северин Боэций дифференцировал музыку космическую, музыку человеческую и музыку инструментальную. Боэциевская триада легла в основу концепции экспозиции.

Любое произведение изобразительного искусства несет печать своего времени, сохраняя для нас особенности каждой эпохи развития культуры. Покровительницей музыкантов и церковной музыки принято считать Святую Цецилию. В 1516 Рафаэль написал картину «Святая Цецилия», а в 1771 английский рисовальщик и «живописец резца» Роберт Стрендж воссоздал шедевр языком гравюры. Эстамп «Святая Цецилия» – «перевыражение» живописного оригинала – представлен на выставке.

В России с XVIII века для многих художников музыка становилась спутницей и музой живописи. На рубеже XVIII–XIX веков городские дворцы стали включать музыкальные залы, предназначенные только для концертов. Возникшая в это время традиция украшать концертные помещения вплетенными в орнамент изображениями музыкальных инструмен-тов сохранилась и в последующие десятилетия. На выставке представлен эскиз росписи плафона особняка В.И. Фирсановой на Пречистенке, выполненный Василием Шухаевым и Александром Яковлевым в Москве в ноябре 1916.

В XIX веке музыка стала ежедневной потребностью, домашнее музицирование – характерной чертой времени. Работа неизвестного художника круга А.В. Венецианова демонстрирует интерьер «Комнаты в доме помещика», предметом гордости изображённого в нем владельца служит прислонённая к стене гитара.

Музыкальная культура России конца XIX – начала XX вв. также нашла отражение в изобразительном искусстве: уличные гуляния под музыку духового оркестра (Борис Кустодиев «На бульваре») и домашние концерты (Алексей Репин «Слушают Бетховена»), цыганское пение (Александр Осмеркин «Цыганка с гитарой») и городской романс (Борис Кустодиев «Флигель с крыльцом»).

Открытость потоку жизни, в которой исключительную роль играла музыка, демонстрируют картины вятских художников первой трети ХХ в. Михаила Демидова «Р.И. Мервольф за роялем» и Николая Прокошева «Автопортрет с тальянкой».

Выставка «Музыка в музее» представила высокую степень взаимодействия двух творческих сфер – музыки и изобразительного искусства.