График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
11—19

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Вс, Пн
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
10—18

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Вс, Пн
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
10—18

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Портал gorod-che.ru об экспозиции «Искусство ХХ века»


  2 сентября 2019 — 10:49
  Художественный музей

Одни из самых дорогих картин Вятского художественного музея представлены на выставке, которая продлится до 25 августа.

Выставка называется «Искусство ХХ века». Какое оно? Речь, конечно, идет о русских и советских художниках. Если верить афише, то нас приглашают посмотреть на оптимистичных строителей коммунизма и зарисовки из жизни советской деревни. Кажется, что неожиданностей не будет, мы насладимся фигуративным искусством, с которым прочно ассоциируется весь советский период.

Неожиданности начинаются на входе. Оказывается, искусство ХХ века началось с полемики с тем самым искусством, правдоподобно отражающим реальность. Экспозиция начинается с картин художественной группы «Бубновый валет». Их объекты изображения еще напоминают нам людей, природу и здания.

А вот в следующем зале начинается то искусство, которое до сих пор вызывает больше всего вопросов у среднего посетителя выставки. Главный вопрос: «Это, вообще, что?» Если его переформулировать и ввести в искусствоведческое русло, то звучать он, наверное, будет так: «О чем могут рассказать нам цветовые пятна и элементарные геометрические фигуры?»

Чтобы подготовить посетителей к восприятию беспредметного искусства, устроители выставки позаботились о мини-ликбезе: в зале проходит демонстрация фильма об искусстве ХХ века, снятого участниками просветительского проекта «Арзамас». Надо отметить, что фильм в манере, не лишенной юмора, практически на пальцах рассказывает об основных вехах в искусстве этого периода. И опять краеугольным камнем становится искусство русского авангарда.

Что же такого удивительного в русском авангарде ХХ века? Для начала следует сказать, что это самое дорогое русское искусство, продаваемое на мировых аукционах. Если посмотреть на рейтинги, список возглавляют по убыванию Марк Ротко, Каземир Малевич, Василий Кандинский, Марк Шагал. Если сравнивать с другими нашими, то, возможно, кого-то это удивит, но они обходят по цене таких художников, как Иван Айвазовский, Илья Репин или Василий Поленов.

Каким русским авангардом богат музей Васнецовых и сколько это стоит?

Во-первых, на выставке представлены две картины Александра Родченко, каждая их которых оценивается приблизительно в 4 млн. долларов, и акварели Василия Кандинского по приблизительной оценке стоимостью в 400 тыс. долларов, плюс графическая работа от 100 тыс. долларов.

Александр Родченко. Линии на зеленом. Холст, масло. 1919. Фото предоставлено ВХМ

Василий Кандинский. Беспредметная композиция. Бумага, акварель, тушь. 1915 г. Фото предоставлено ВХМ

Василий Кандинский. Композиция. Бумага, тушь. 1918. Фото предоставлено ВХМ

Данную оценку произвел московский эксперт Константин Бабулин, отметивший, что она очень приблизительная, учитывая то, что картины редкие для аукционов, особенно Родченко. Иными словами, неизвестно, как может взлететь ценник, если они будут выставлены на торги. Но при этом даже в теории это невозможно представить, так как произведения искусства, числящиеся в музеях, на торги как правило не попадают, и на черном рынке их тоже сложно «сбыть с рук».

Свою версию того, почему квадратики, полоски и «размазня» столько стоят, рассказала своим читателям  блогерша Софья Багдасарова, которая довольно язвительно объясняетзаконы рынка произведений искусства, а за одно и то, почему ничей ребенок не нарисует лучше Малевича при всей кажущейся простоте абстрактного искусства.

Может быть с их особой ценностью связано то, что их редко можно увидеть в залах музея. Зато за пределами Кирова и даже России картины участвуют в объединенных выставках.

Что Кандинский делал в Яранске?

Ничего. Он там даже не был. Но с его картинами связана целая история.

Акварели Кандинского попали в Кировский художественный музей не сразу. Легенда гласит, что в начале 20-х гг в Кукарке (Советск) местный работник школы решил познакомить горожан с новейшими течениями в живописи. Были договоренности с художниками Москвы, Вятки и Казани. Выставка в Кукарке состоялись, а после отправилась по другим городам. Но, если верить той же легенде, подвода, на которой везли картины, сломалась близ Яранска. Там они и остались. И только в 1965 году кировскими искусствоведами было сделано «открытие» – оказывается, в Яранском краеведческом музее хранятся уникальные произведения, которые тут же были перевезены в Кировский художественный музей. Подлинность картин была подтверждена и теперь они имеют официальный статус, которого, например, картины Кандинского не имели – его акварели использовались советскими художниками в качестве подложки при оформлении своих работ. Зачем они это делали, мнения расходятся: не знали, с чем имеют дело, или таким образом хотели сохранить бесценные произведения.

Кому оно надо?

Несмотря на безусловный статус картин Кандинского и Родченко в Вятском художественном музее, от его сотрудников можно услышать сетования, что это искусство не пользуется популярностью у посетителей. Это тем более удивительно, что по произведениям авангарда 20-х гг ХХ века во всем мире судят о русском искусстве. Это главный бренд нашего искусства на западе на ряду с иконописью. Всеми нами любимые передвижники даже рядом не стоят. Не то, что рядом не стоят, они абсолютно нигде неизвестны, кроме постсоветского пространства. Мнение искусствоведов в данном случае таково: большинство из нас не осознает, какое влияние оказал русский авангард на всю нашу жизнь.

Непонятно? Элитарно? Не для всех? Расстроит это кого-то или обрадует, но русский авангард – это искусство, которое уже НЕ НУЖНО понимать. Русский авангард – это искусство, ставшее дизайном. Это то, где мы живем, какими вещами себя окружаем, что носим. За примерами далеко ходить не нужно. Простейшая геометрия – это современные здания, локальные цвета – тренд, который постоянно возвращается в дизайне интерьера и одежды. Само оформление зданий внутри и снаружи «без ботвы» (как дизайнеры презрительно называют растительные орнаменты) – это тоже достижение авангарда. В предыдущие эпохи обстановка любого дома без той самой «ботвы» вообще не обходилась.

Для сравнения, может ли кто-то из наших современников без искусствоведческого образования рассказать, почему в ХIХ веке, оберегая нравственность молодежи, ввели запрет на демонстрацию картины Ивана Крамского «Незнакомка», почему посетители выставки сгибались пополам от хохота, когда видели картину Павла Федотова «Сватовство майора»? А символика, заложенная в картины малых голландцев? Скорее всего, мы «узнаем» там только человека, животное, стол, стул… пожалуй все. Собственно, это мы и видим в остальных залах выставки, как будто никакого авангарда не было.

Зачем оно бизнесу и шоу-бизнесу?

«Ответка» пришла, откуда не ждали. В мае, когда проводилась ночь в музее, один из интернет-провайдеров подготовил для музея фотозону, вдохновившись, в том числе, искусством русского авангарда, и оформил под Малевича один из секторов. Два других сектора были отведены японке Яёи Кусама (та самая женщина «в горошек») и американцу Киту Харингу («человечки», давно ушедшие в народ – еще недавно все магазины были завалены женскими украшениями в виде андроидных «кракозябр»). Фотозона пользовалась популярностью, но по факту мало кто мог идентифицировать художников, которые вдохновили на создание такого арт-объекта. Зато музейщики подарок оценили и «вписали» его в экспозицию текущей выставки.

Кстати, Кит Харинг сегодня оценивается как продолжатель традиций поп-арта, основоположником которого был другой великий американец Энди Уорхол. Достаточно пересечь Театральную площадь в Кирове, чтобы буквально напороться на Энди нашего Уорхола. Где бы вы думали? В бывшей студенческой столовой, которую в этом году «подновили». Целый стеллаж здесь занимает полка с банками томатного супа, который увековечил гуру поп-арта. Правда, опознается он посетителями тоже с трудом.

При такой непопулярности абстрактного искусства и поп-арта тем боле удивительно, что бизнес, направленный на массового потребителя, апеллирует к нему. Элитарное искусство? Да боже мой, давно попса!

Источник: Город Ч.