• Древнерусское и церковное искусство XVI – начала XX веков
  • Дымковская игрушка
  • Русское искусство XVIII – середины XIX вв.
  • Русское искусство второй половины XIX в.
  • Русское искусство конца XIX – начала XX вв.
Западноевропейская графика

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ГРАФИКА

 Отдел зарубежной графики по характеру представленных в нём имен, школ и направлений весьма значителен, как и музейное собрание западноевропейской живописи. Его формирование начинается в первые годы существования музея путем пожертвований. Среди дарителей – имена широко известные и совсем незнакомые. «Сообщаю вам весьма радостную новость, – пишет Н. Машковцев С. Лобовикову в 1912 году. – Совершенно случайно мы получили небольшую, но весьма ценную коллекцию гравюр. Среди них есть экземпляры первоклассные. А. Андреева – вот благодетельница наша». В раду отправленных в музей даров – «оригинальные литографии» французских мастеров, полученные от коллекционера С. Щукина, а также 39 гравюр от Л. Поповой из Москвы. Эти произведения, как замечает местная пресса, становятся основанием для комплектования гравюрного отделения музея. В музейных залах открывается выставка гравюр. Обновление экспозиции предполагается через каждые два месяца.

В отчёте за 1919 год сообщается, что собрание гравюры, ещё не так давно состоявшее из одних случайных пожертвований,  не может представить из себя чего-либо целого, так как состоит из ряда отдельных листов случайного характера. Только пополнение его из Москвы благодаря заботам Н. Машковцева, приславшего 713 гравюр, делает это собрание более планомерным.

На сегодняшний день ценность коллекции западноевропейской графики определяется теми уникальными произведениями мастеров, имена которых входят в историю мировой культуры. К таким раритетам, безусловно, следует отнести работы Альбрехта Дюрера – яркого по масштабу дарования художника эпохи немецкого Возрождения. «Малые стрясти» – так называется хранящаяся в музее серия гравюр из 36 листов, имеющих авторскую монограмму. Тема «Страстей Христовых», характерная для ренессансного мироощущения в Германии, занимает центральное место в его творчестве. Каждый из эстампов автора – это маленький шедевр гравюрного искусства. В русло немецкой школы графики органично вписываются технически совершенные офорты с изображением пейзажных мотивов Аугустина Хиршфогеля.

Обрели своё достойное место в музейной коллекции работы Луки Лейденского – одного из наиболее одарённых и самобытных нидерландских художников эпохи Возрождения. Принадлежащие музею резцовые гравюры с изображением четырех евангелистов показывают высочайшее профессиональное мастерство автора.

Впечатляет своими произведениями собрание художников голландской школы графики. Изумителен небольшой офорт библейской тематики одного из ведущих мастеров золотого века искусства Голландии – Харменса ван Рейна Рембрандта. Присутствие магического гения автора ощущается прежде всего в виртуозности технического исполнения данной работы. Свой собственный мир образов создает Фредерик Блумарт в гравюре с видами сельских пейзажей, просто и искренне раскрывает содержание священного писания, обращаясь к библейскому мотиву, Эгидий Саделер.

Французская графическая школа включает преимущественно произведения эпохи её расцвета. Это прежде всего первый французский мастер европейского масштаба Жак Калло. Его графические листы, входящие в музейное собрание, наделены характерной для этого автора необыкновенной остротой видения окружающего мира. Значительный вклад в формирование французской резцовой гравюры внесли талантливые художники гравировального портрета Робер Нантейль, Жерар Эделинк, Жерар Одран, Пьер Древе. Их работы составляют своеобразную портретную галерею музея. Изображения знатных вельмож сочетают в себе элементы торжественности парадного портрета и личную характеристику модели.

Значительную часть фонда западноевропейской графики составляет репродукционная гравюра, выполненная с произведений крупнейших мастеров мира: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса, Буше, Фрагонара и других известнейших художников Англии, Германии, Голландии. Их работы вполне обладают самостоятельной художественной ценностью. Они позволяют проследить историю развития западноевропейского искусства на протяжении пяти веков.