• Древнерусское и церковное искусство XVI – начала XX веков
  • Дымковская игрушка
  • Русское искусство XVIII – середины XIX вв.
  • Русское искусство второй половины XIX в.
  • Русское искусство конца XIX – начала XX вв.
Русская графика

РУССКАЯ ГРАФИКА

 Параллельно с фондом живописи шло комплектование графического отдела, профессиональный уровень кото­рого изначально также был определен Н. Машковцевым, желавшим отвести для данного собрания отдельный зал.

Эта рубрика знакомит с одним из лучших разделов фонда графики – оригинальной графикой, куда входят карандашные рисунки, произведения, выполненные акварелью, смешанной техникой с использованием итальянского или цветного карандаша, сепии, угля, туши, белил. Это наброски, эскизы, законченные самостоятельные композиции разных жанров.

Самыми ранними по времени исполнения являются работы академического направления. К редким для автора гра­фическим листам принадлежит рисунок А. Витберга, выполненный итальянским карандашом во время обучения в Импе­раторской Академии художеств. В нём прочитываются как традиции классицизма XVIII века, так и особенности эстетики романтизма начала нового столетия.

Размышляя над музейной экспозицией, Н. Машковцев считал, что историческое отделение должно начаться с работ А. Витберга, и давал рекомендации к их приобретению. «Первая комната будущего музея должна быть названа его именем, в ней будут собраны работы его и всё, связанное с его личностью. И пусть возвышенное обаяние его произведений будет камертоном нашего дела…».

На сегодняшний день Вятка обладает уникальным творческим наследием академика: от архитектурных проектов знаменитого Храма Христа Спасителя в Москве до прекрасной галереи портретных образов первой половины XIX века, выполненных в манере карандашного тонального рисунка. Представление о романтической натуре А. Витберга и его супруги дают миниатюрные акварельные портреты одного из крупнейших художников в искусстве миниатюрной живописи П. Соколова.

Традиции живописного акварельного портрета с чертами камерности продолжают развиваться в середине XIX века. В музейном собрании данного периода выделяются высоким профессионализмом акварели В. Гау – художника евро­пейского уровня с ярким индивидуальным почерком. Его женские портреты особ высшего света оставляют у зрителя впечатление нежной таинственности, как бы созданной для мимолетных воспоминаний.

В фондах графики середины XIX века находится небольшое частное собрание графических листов, принадлежавших вятскому архитектору, выпускнику Петербургской Академии художеств – И. Чарушину. В них присутствует отпечаток профессионального интереса самого коллекционера. Это работы с городскими пейзажными видами известных русских мастеров А. Боголюбова, Г. Чернецова и Н. Чернецова, а также акварели, связанные с собственно архитектурными проектами в исполнении Л. Резанова, и живописные зарисовки знаменитых памятников архитектуры, вдохновившие на творчество Р. Гедике. Каждое произведение сохраняет не только индивидуальность внутренней интонации автора, но и колорит запечатленного им интерьерного, природного или архитектурного мотива.

Яркой страницей музейной коллекции в отделе графики является вторая половина XIX века, включающая искусство художников-передвижников 1870-х–1880-х годов. В лирическом пейзаже – настроении А. Саврасова рисунок приобретает характер законченного самостоятельного произведения. Тип «новой женщины», подчеркнуто не светской дамы, запечатлен в карандашных портретах В. Васнецова, И. Репина, В. Сурикова. Оценка личности с точки зрения этических идеалов эпохи прочитывается в портрете И. Крамского. К национальномy образу русской природы обращается художник лесных мотивов И. Шишкин. Глубоко продуманной сценической обработкой сюжета отличаете акварель В. Маковского.

Живой интерес у зрителей вызывает графическое искусство рубежа XIX–XX веков – времени творческих исканий и самоопределений художников. В музейной коллекции среди разнообраз­ных художественных течений наиболее ярко представлено объединение «Мир искусства» работами Александра и Альберта Бенуа, К. Богаевского, М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, Д. Кардовского, Б. Кустодиева, Ф. Малявина, Н. Рериха. Их портреты, пейзажи, ретроспективные композиции отмечены декоративностью, склонностью к символической многозначности, стремлением осмыслить окружающий мир через идеалы прекрасного.

В собрании оригинальной музейной графики 1920-х–1930-х годов наряду с произведениями таких мастеров, как С. Павлов, П. Строев, Ф. Сычков, отражающих идеологические принципы Ассоциации художников революционной России, следует выделить графическое собрание художников авангардного направления. Графика «крайне левого» течения поступает в музейную коллекцию разными путями. Значительное количество работ, радикальных по отношению к традиционному искусству, появляется в 1924 году в качестве даров от В. Матюшина, гостившего в то время в Вятке на родине своей жены. Одновременно поступают и графические композиции учеников и соратников К. Малевича, выполненные в духе супрематизма, конструктивизма, футуризма и кубофутуризма. Среди авторов такие художники, как А. Векслер, М. Векслер, Д. Санников, И. Чашник. «Расшифровка этих произведений для масс представляет величайшую трудность, – сообщается в отчете музея, – и поэтому они пока ещё не экспонированы, за исключением некоторых». Коллекция авангарда фор­мируется также из столичных хранилищ, в частности Государственной Третьяковской галереи. Это работы широко из­вестных представителей данного направления, в ряду которых К. Богуславская, Л. Жегин, В. Кандинский, П. Мансуров, В. Чекрыгин, М. Шагал, А. Экстер.

В искусстве музейной графики середины XX века несомненными удачами являются несущие печать яркого индивидуального дарования работы к литературным произведениям талантливых иллюстраторов советской книги Д. Кардовского, К. Рудакова, а также ставшие уже классикой произведения Кукрыниксов.

Собрание графического раздела конца XX века определяется много­образием авторских позиций в поис­ках тематической и стилистической направленности, технического ис­полнения. В этом ключе обращают на себя внимание рисунки, акварели художников 1970-х–1980-х годов. Музейный фонд располагает произведениями ведущих мастеров в искусстве графики данного периода. Среди них Н. Андронов, И. Большакова, А. Васильев, Л. Елфимова-Марфина, С. Кудрявцева, В. Посохов, Д. Скулме, Д. Тутунджан, О. Юнтунен, Р. Яушев.