• Древнерусское и церковное искусство XVI – начала XX веков
  • Дымковская игрушка
  • Русское искусство XVIII – середины XIX вв.
  • Русское искусство второй половины XIX в.
  • Русское искусство конца XIX – начала XX вв.
nabludatel.online о выставке «Dolce vita»

Наша музейная коллекция неисчерпаема, ее можно показывать вятскому зрителю бесконечно и с разных подходов, придумывая все новые и новые ключевые смыслы для формирования тематики очередной экспозиции.

Летом людям уместнее всего отдыхать и расслабляться, поэтому теперь в фокусе внимания искусствоведов – «сладкая жизнь». То есть все, что связано с отдыхом, негой, красотой, богатством и вообще всевозможными приятностями бытия. По большому счету, все изобразительное искусство, за вычетом его отдельных направлений вроде критического реализма, сурового стиля и смутных смыслов  авангардизма, воспевает именно это: сладкую и приятную жизнь. Ведь оно для того  и существует, чтобы примирять с действительностью и  улучшать ее в искусственно созданных формах.

Интересно пронаблюдать, какие сюжеты отобраны кураторами из музейного собрания как свидетельства «сладкой жизни».  Всякое время имеет на то свой взгляд, свой эстетический идеал. Скажем, «хомо советикусу» было предписано наслаждаться картинами русской природы, букетами цветов, сценами коллективного труда и многонациональных празднеств. Но в принципе то же самое радовало глаз и ренессансного европейца (смотри гравюры с картин фламандцев, особенно Якоба Иорданса — «Король пьет» : раблезианское упоение разнообразными застольными непотребствами, которые неудобно даже перечислять в печатном тексте).  Впрочем, данный сюжет  лишь одно из проявлений европейского искусства нового времени, местная коллекция  предлагает нам в основном чинные образцы салонной живописи и графики. Кстати, для нашего современника символом сладкой жизни являются любые свидетельства заграничной жизни, которые извлекают  преуспевающие соотечественники из своих путешествий.

Даже самые скромные и неприметные на первый взгляд сюжеты оживают, будучи анимированы увлекательным комментарием экскурсовода (куратор выставки Ольга Крупина), так что зрителю ни разу не будет скучно, а его  представления о гедонистической стороне жизни существенно обогатятся культурно-историческим материалом.

Для наблюдателя же было приятной неожиданностью вновь увидать и на этой выставке небольшую жанровую картину передвижника Иллариона Прянишникова «У тихой пристани». Отход ко сну в семействе  чиновника средней руки. В круге слабого света покойно возлежащий на постели престарелый муж с газетой,  рядом в темноте спальни смутно светится, под легкой белой рубашкой,  фигура его достаточно молодой супруги, прибирающей на ночь волосы. И ни тени насмешки над обывательским раем, все здесь пронизано гуманистическим светом сочувствия и понимания, ведь прожитая жизнь  так нелегка…

Мэри Лазарева

Оригинал