График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Древнерусское и церковное искусство


Судьбу вятского музея на самых важных этапах его развития определяли яркие творческие личности. Фигура Н. Машковцева была наиболее значимой среди них. Своеобразным итогом собирательской работы Н. Машковцева было построение в 1920-е годы научно обоснованной экспозиции. Она включала в себя произведения из сформированных к этому времени отделов живописи, графики, скульптуры, древнерусского, народного и декоративно-прикладного искусства. В 1919 году Николай Георгиевич был приглашен в Вятку с целью определения задач для дальнейшего развития и устройства Губернского музея искусства и старины.

Одной из самых важных проблем он считал проблему комплектования музейных фондов. Эта задача казалась «большой и сложной», решение которой велось путем долгих и обдуманных действий. «При формировании музея, – писал Н. Машковцев, – необходимо со всей возможной чуткостью отнестись к тому местному, что является ценным для искусства». Сотрудники музея считали, что, в первую очередь, крайне желательно получение произведений иконописи, так как «об иконописи нельзя получить представление не только в музее художественного кружка, но и в других музеях Вятки».

Понимая значимость памятников древнерусской культуры, Н. Машковцев направил в Вятку список для срочного фотографирования церковной утвари, находящейся в ризнице Кафедрального собора. Позднее многое из данного списка оказалось в фондах музея. Например, уникальные произведения золотного шитья строгановских мастеров второй половины XVII столетия. Из этого же собора происходили иконы местного письма.

С историей развития христианства на Вятской земле связаны старинные образы местночтимых святых конца XVII – первой половины XVIII века, в частности, Преподобного Трифона и блаженного Прокопия – Вятских Чудотворцев, списки Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца XVII –  XVIII веков. К уникальным произведениям деревянной монументальной пластики относится Памятный Поклонный Крест 1592 года.

Помимо предметов древнерусского искусства, поступавших из храмов и монастырей, выявленных в уездах Вятской губернии, пополнение шло и из московских хранилищ. «Для иконного отдела имеется купленная коллекция икон в Москве, числом до 15, – узнаем мы из доклада старшего хранителя музея, – при­везена изумительная коллекция древних панагий, крестов и образов». Икона московского происхождения «Благовещение Пресвятой Богородицы» конца XV – начала XVI века относится к самым ранним по времени написания и значительным по художественным достоинствам.

К 1925 году древнерусский отдел насчитывал 350 экспонатов. В последующее время в истории развития фонда церковного искусства не было таких ярких страниц вплоть до второй половины XX века, когда в музее появились иконы позднего письма, предметы мелкой пластики преимущественно старообрядческой культуры.

На сегодняшний день в собрании данного раздела сосредоточены произведения конца XV – начала XX века. Это иконопись, старинные оклады, предметы мелкой пластики, старообрядческого медного литья, лицевого и орнаменталь­ного золотного шитья, облачения, рукописная и старопечатная книга, деревянная резная пластика.

Коллекция древнерусского искусства, имеющая немало ценных и раритетных произведений, даёт возможность ознакомиться с основными сюжетами и образами, характерными для этой уникальной культуры, раскрыть стилистические особенности ее художественного языка, увидеть своеобразие культурных традиций Вятского края.

Икона «Богоматерь Скорбящая». XVI в. (врезок). Дерево, паволока, левкас, темпера

Икона «Богоматерь Скорбящая». XVI в. (врезок). Дерево, паволока, левкас, темпера

Икона шитая «Спас Нерукотворный со сказанием о явлении Образа». Вторая половина XVII в. Шёлк, холст, золотные, серебряные, шёлковые нити; шитьё «в прикреп», «атласным швом»

Икона шитая «Спас Нерукотворный со сказанием о явлении Образа». Вторая половина XVII в. Шёлк, холст, золотные, серебряные, шёлковые нити; шитьё «в прикреп», «атласным швом»

Икона «Богоматерь Владимирская». Конец XVII – начало XVIII в. Дерево, паволока, левкас, темпера

Икона «Богоматерь Владимирская». Конец XVII – начало XVIII в. Дерево, паволока, левкас, темпера

Крест наперсный резной в оправе «Распятие Христово с предстоящими, Св. Троицей и избранными святыми». Вторая половина XVI в., 1884 (оправа). Кипарис, металл, резьба, стекло, гравировка

Крест наперсный резной в оправе «Распятие Христово с предстоящими, Св. Троицей и избранными святыми». Вторая половина XVI в., 1884 (оправа). Кипарис, металл, резьба, стекло, гравировка

Воздух «Се Агнец». 1562/1563. Камка, золотные, серебряные, шёлковые нити; шитьё «в прикреп», «атласным швом». Происходит из Нижегородского Вознесенского монастыря. Ростов Великий

Воздух «Се Агнец». 1562/1563. Камка, золотные, серебряные, шёлковые нити; шитьё «в прикреп», «атласным швом». Происходит из Нижегородского Вознесенского монастыря. Ростов Великий

Панагия «Распятие Христово с предстоящими и избранными святыми». Вторая половина XVII в. Кипарис, серебро, резьба, литьё, гравировка, позолота.

Панагия «Распятие Христово с предстоящими и избранными святыми». Вторая половина XVII в. Кипарис, серебро, резьба, литьё, гравировка, позолота.